К какому психотипу относится ваш ребенок — объясняет Дядя Женя

Корреспондент «Минской правды» познакомилась с этим человеком случайно, придя на встречу в Женский клуб Смолевичей. Сидеть на одном месте и слушать мне сложно, и я по привычке стала фотографировать, а потом и записывать. И знаете, зацепило. «Когда мы говорим про образование и воспитание, надо прежде всего настраивать сердце», «тайна пути ребенка в душе, ключ души в сердце, а сердце выдает его ценой любви, а не за счет раздражения и нравоучений», «мой ребенок не моя собственность», «задача семьи — дорасти до того, чтобы любить друг друга просто потому, что вы есть», «от современных подростков разит жутчайшим одиночеством», — эти фразы очень срезонировали. Может, потому что есть собственный педагогический опыт, а может потому, что перед глазами свои дети.
Евгений Исаченко, которого знают, как Дядя Женя — педагог, папа 4-х детей и… студент. Ведет семинары и вебинары для детей и родителей. Однажды побывав на семинаре известного грузинского педагога Шалвы Амонашвили — доктора наук, лауреата премии Правительства РФ за достижения в образовании, — сам примкнул к разработанной ученым «гуманной педагогике».

Про Амонашвили и эффект его педагогики
Личность Шалвы Амонашвили уникальна. До седьмого класса он был двоечником и «недолюбливал учителей за то, что они недолюбливали меня, слабого», — признается в своих статьях педагог. Но когда он учился в седьмом классе, в школу пришла учительница грузинского языка, которая с интересом и пониманием отнеслась к «белой вороне». Узнав, что подросток пишет стихи, поняла, приняла, поддержала, и через три года тихий троечник стал золотым медалистом. Закончил педагогический университет с красным дипломом, преподавал в школе сразу три предмета и параллельно работал в Научно-исследовательском институте педагогики Грузии. Разработанный им гуманно-личностный подход в грузинских школах стал применяться еще в 60-е. А позднее он возглавил школу для проблемных детей в Москве, сделав ее одним и преуспевающих учебных заведений. Ему уже 90 лет, но он продолжает обучать других педагогов и психологов. Идеи гуманной педагогики в Беларуси продвигает и Евгений Исаченко.

Дети бывают разные
Мечта Дяди Жени — чтобы каждый учитель стоял на принципах понимания, индивидуального подхода и любви к ученикам. Но, в целом, гуманная педагогика это не только о школе, это о семье, воспитании и конструктивном взаимодействии педагогического и родительского сообществ.
— Дети по-разному воспринимают информацию и в соответствии с этим делятся на три группы. Первый тип — пешеходы: они усваивают знания не спеша, но фундаментально и с хорошей отдачей. С ними учителям и родителям комфортно, — говорит Дядя Женя. — А вот дети-бегуны хватают информацию как будто на бегу — урывками и усваивают материал частично. С таким ребенком работать менее удобно. Но особенно дискомфортно работать с «прыгунами». Такой ребенок сидит, наблюдает и даже кажется, никак не реагирует, но в какой-то момент делает невероятный скачок, перепрыгивая всех и приводя в восторг родителей, а потом снова уходит в созерцание. А родители видят в этим несоответствие и начинают водить к психологам, стремясь к эталону, которого не существует. К слову, сам Дядя Женя относит себя к прыгунам.
В основе гуманной педагогики лежит стремление воспитать не гения, не исключительную личность, а счастливого и гармоничного человека.

— Есть дети-гении, часто нам приводят в пример Моцарта. И нам тоже хочется вырастить гения, но мы забываем, что гении редко бывают по-настоящему счастливы в жизни, — отмечает Евгений Исаченко. — Гениальность — это один из восьми типов интеллекта. Есть еще академический, заставляющий людей постоянно учиться. Есть физический, который развивается благодаря физической нагрузке. Для таких детей важны цель и сопровождение тренера. Эмоциональные дети успешно развиваются в атмосфере добра, принятия и любви, они очень чувствительны. Дети творческие на уроках витают в облаках и видят мир иначе, чем другие. Есть дети мудрые, их мышление не соответствует возрасту, и со сверстниками им неинтересно, они смотрят глубже и дальше своих одногодок. Дети-художники воспринимают мир через цвет, звук, образы. Дети интуитивные знают, не зная: они могут, прочитав начало книги, рассказать, чем все закончится.
Разделить детей можно и по типам психики: активные, эмоциональные, коммуникативные и структурные. Вот представьте себе, что звонит звонок на урок, и дети направляются в класс. Одни весело, активно, зовут за собой ватагу одноклассников, и все летят за ними. Это активные — они любят организовывать и командовать. Из них могут вырасти отличные руководители. По своему складу они готовы брать ответственность за какую-то часть жизни общества. А кто-то идет в размышлениях о том, что сейчас начнется нелюбимый урок, что он не получает от него удовольствия. Или наоборот. Это дети эмоциональные, они очень ранимые, ветреные, могут заплакать от слова, которое вызвало грустные воспоминания. Иногда их словно парализует состояние боли и тревоги за весь мир. Есть дети коммуникативные — они без конца болтают. Такие и вовсе на школьный звонок могут не отреагировать, увлекшись разговором. Они развиваются через коммуникацию, очень эмоционально активны. У одной такой девочки, с которой приходилось работать, после развода родителей потребность общения перешла в двигательную активность. Пока мы работали в группе с другими детьми, она ходила от стенки к стенке и ударялась в нее лбом со словами «бум». Так проявлялся стресс. Можно было подумать, что это болезнь, но то была временная реакция организма на тяжелое эмоциональное переживание. А в это время родители занимались разделом имущества… Через пару дней ее отпустило, она переключилась на творчество, стала рисовать.

А есть дети структурные, у которых все по расписанию и вовремя, и им особенно дискомфортно, когда приходится выбиваться из привычного ритма. Такие скорее всего будут за партой еще до звонка на урок.
Все дети в соответствии с их особенностями по-разному реагируют на стресс, на вызовы, и это надо учитывать. Поэтому сравнивать детей нельзя. Сравнивая детей, вы закладываете в ваши отношения мину замедленного действия.
Зачем вам это, дядя Женя?
Спикеру, к которому прислушиваются педагоги и родители 34 года. На изучение педагогики его подвигло собственное отцовство.
— Для меня это и работа, поскольку я должен обеспечивать семью, и хобби, поскольку мне это очень нравится, и благотворительность.
В этом году он зарегистрировал Республиканское общественное объединение «Отцы», которое объединяет 140 человек по всей стране. Ячейки общества есть в Минске, Бресте, Гродно и Пинске. «Наши активные отцы — не педагоги. Это в основном многодетные папы, и занимаются тем, что помогают детям, которых воспитывают одни мамы. Кто-то умеет чинить машину, — учит этому и соседских детей, кто-то организует походы, кто-то музейные экскурсии. Кстати, это направление у нас набирает обороты, и люди присоединяются целыми семьями. Кто-то устраивает походы, кто-то учит кататься на лыжах, кто-то тренирует детей. Наша задача — научить мальчишек мужскому, ответственному поведению, которое можно показать только живым примером».

— Но почему вы молодой харизматичный человек выбрали сферу педагогики?
— Потому что считаю, что сфера воспитания и образования — важнейшие сферы, от которых зависит наше счастливое будущее. Хочется, чтобы родители были более осознанны и открыты. Когда мы закладываем в воспитание страх и угрозы, мы закладываем мину замедленного действия. На днях мне позвонил отец и рассказал, что у дочки была попытка суицида, он пытался разобраться, почему. Значит была заложена бомба, которая дала такой эффект. А я бы хотел, чтобы мы умели заложить свет, добро, желание быть лучше, чтобы осознанно стали подходить к воспитанию детей. А здесь метод прост: надо начать с воспитания себя.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем

