Меню
Мядельский райисполком

Уничтожил 21 вражеский самолет — история белорусского летчика-штурмовика Ивана Ковшарова

штурмовики
Фото: из открытых источников

— Где бы я ни воевал, никогда не забывал своих земляков. Все мои мысли были о родной Беларуси. В суровые дни 1943 года я был среди тех, кто подписал призыв к белорусскому народу. Мы придем к вам на помощь, дорогие товарищи, говорилось в нем, мы освободим родную землю от фашистских захватчиков. Много времени минуло с той поры. Давно залечил раны, расцвел мой родной край… Пускай же всегда будет мир на земле! — так с гордостью говорил Герой Советского Союза летчик-штурмовик Иван Акимович Ковшаров.

А он с самого первого дня Великой Отечественной войны сражался с врагом в составе 225-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Вот что он сам писал в своих воспоминаниях о боевом задании, которое выполнял 22 июня 1941 года:

— Когда наша эскадрилья подлетела к заданному району, открылось зрелище: все дороги забиты вражескими танками, артиллерией, пехотой, цистернами с горючим. Эскадрильи авиаполка сбросили 270 авиабомб. В результате было уничтожено 10 танков, 29 автомашин и почти 300 фашистов.

А уже в июле 1941 года наш земляк лейтенант Иван Ковшаров был награжден орденом Красной Звезды. Читаем в наградном листе: «… тов. Ковшаров показал себя как не знающий усталости, хладнокровный в выполнении боевых заданий. Лейтенант Ковшаров с исключительным мастерством водит эскадрилью в бой, и всегда умело и точно поражает врага».
Весьма показателен для характеристики Ковшарова и такой боевой эпизод, когда в том же июле 1941 года его самолет был подожжен вражеским истребителем, но наш летчик не растерялся, бросил машину в отвесное пике, сбил пламя, прицельным пулеметным огнем отогнал наседавшего на него врага и сумел посадить самолет на своей территории.

В августе 1941 года полк, в котором воевал Иван Ковшаров, перебазировался на полевой аэродром вблизи Волхова и действовал на Волховском фронте. Тяжелые бои за Тихвин происходили не только на земле, но и в воздухе. Погода стояла нелетная, но летать нашим летчикам все же приходилось. Потому что только с воздуха можно было наносить удары по вражеским тылам, эшелонам, аэродромам. В условиях же плохой видимости, снегопада, обледенения, каждый вылет требовал большого мастерства и подлинной самоотверженности.

Звание Героя Советского Союза Ивану Ковшарову было присвоено 17 декабря 1941 года: за большой урон, нанесенный живой силе и технике противника. Так, нанося бомбоштурмовой удар по немецкому аэродрому ему удалось уничтожить 21 вражеский самолет и еще 29 боевых машин вывести из строя. А затем экипаж Ивана Ковшарова вступил в воздушный бой с восьмеркой немецких истребителей, был ими подбит, но сумел уйти от преследования и совершить вынужденную посадку. Тогда к своим экипаж Ковшарова добрался только через несколько суток.
А вот как писал о нашем земляке Абрам Буров, автор сборника «Твои герои, Ленинград»:

— Лейтенант Иван Акимович Ковшаров — штурман. От него зависела точность бомбометания. 27 октября 1941 года метким ударом он разрушил построенную немцами на болоте дорогу, по которой фашисты уже начали переправлять свои моторизованные войска. Ковшаров бомбил при сильном обстреле. Точно положил фугаски, разрушил гать и похоронил в болоте много вражеской боевой техники.

Через два дня Ковшаров вывел из строя двадцать немецких автомашин и вслед за этим отбил атаку немецких истребителей. Еще через день нанес удар по скоплению моточастей врага юго-западнее Тихвина, уничтожил несколько танков и больше двадцати автомашин.

Боевой счет Ковшарова рос. 12 ноября он вывел звено на заправочный пункт врага, уничтожил пять цистерн с горючим, восемь танков и двадцать автомашин, прибывших на заправку. А на следующий день — 13 ноября — его звено разбило два железнодорожных состава по сорок вагонов в каждом.

Утром 24 ноября он разбомбил южнее Тихвина вражескую автоколонну, а днем юго-западнее, близ деревни Ругуй, поджег четыре цистерны с горючим. При этом его самолет был подбит и приземлился в километре от цели, которую за несколько минут до этого бомбил. А до наших войск — шестьдесят километров.

Лесами и болотами штурман вывел экипаж к своим. И едва придя в себя после трехдневного тяжелого, голодного пути, Ковшаров снова начал летать. 6 декабря он уже взорвал склад боеприпасов и склад горючего.

Что довелось испытать нашему земляку и его боевым товарищам, летчикам-штурмовикам, в годы Великой Отечественной войны, можно в какой-то степени понять из стихотворения Юрия Шелкова, озаглавленного им «Памяти летчика-штурмовика»:

Под зенитных разрывов «барашками»
на «летающем танке» утюжили
за грехи их, фашистов тяжкие.
Мы платили своими душами.
Поливали огнем, продираясь
сквозь пургу пулеметного шквала.
И жалели, домой возвращаясь:
уничтожили мало.

Возвращались, латали пробоины,
бинтовались в санчасти и верили,
что везучими были оба мы,
но везенье — оно качелями.
Я тот день помню красно-туманным.
Тело рвали осколочьи жала.
Дотянул. Только друг бездыханный.
Жил геройски, но мало.

Фейерверком расцвечено небо,
как зенитной шрапнелью под Брянском.
Наливаю нам, друг, ветеранские.
Твоя кружка под ломтиком хлеба.

А возвращаясь к судьбе Ивана Акимовича Ковшарова: совершил наш земляк 157 боевых вылетов на штурмовку врага, остался жив, благодаря мастерству и мужеству, тому же везению, ведь смерть неоднократно проносилась рядом в каких-то сантиметрах, а еще он сам с благодарностью говорил о верном друге–самолете Ил-2. Не зря же, их «Ильюшечек», как говорили ласково летчики-штурмовики, поднимая из болот, реставрируют и ставят на пьедесталы.

У поэтессы Вики Скайновой есть даже стихи, как бы написанные от имени того самого самолета Ил-2.

Меня поднимут из болота
И взгромоздят на пьедестал.
Я снова буду — вспоминать…
Полет на фронт. Голодный тыл.
Я в ста шести местах заштопан!..
Я двух стрелков похоронил…
Зениток строй, как на расстреле.
Худые «мессы» на хвосте.
Как отрабатывали цели
И возвращались. Хоть не все…
Как не вернувшиеся братья,
Приняв последний лютый бой,
С оттяжным матерным проклятьем
Сливались с вечною Землей.
И не исправит их могила,
У нас — «горбатых» — нет могил…
Я сам себя приговорил.
Приговорил посмертно к бою!

И в заключение

О Беларуси и о своей малой родине Иван Акимович не забывал, сколько жил, часто приезжал, встречался с земляками, посещал школу и общался с ребятами, завещая любить и беречь Родину.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59