ГСМ, кредиты, закупки продукции: в АПК окажут поддержку почти на полмиллиарда долларов
Зона рискованного земледелия, проблемы с логистикой, плохая погода, санкции — все это белорусскому АПК нипочем, потому что государство субсидирует отрасль. В 2026 на агропромышленный комплекс потратят 4,4 миллиарда бюджетных рублей, из которых 1,3 — чистая поддержка, то есть расходы на покупку техники и ГСМ, надбавки и льготные кредиты.
Сумма чистой поддержки по сравнению с прошлым годом подросла 260 миллионов рублей. Эти бюджетные средства выделяются, чтобы хлеб, молоко и другие повседневные продукты для белорусов стоили ниже рынка, а аграрии могли зарабатывать. Разбираемся, как устроены субсидии в АПК.
Если наши предки пахали сохой и затраты шли только на рабочую силу, то нынешнее сельское хозяйство требует горючего, удобрений, материалов, кредитов на оборотные средства, а также мероприятий по улучшению земли. И это тот случай, когда рыночные методы не работают — если мы не будем поддерживать своего производителя, то село останется без работы, ухудшится демографическая картина, а на рынок придут иностранные корпорации. Сломав систему единожды, восстановить ее нельзя, поэтому все 30 лет независимости в Беларуси сохраняется курс на поддержку АПК.

Так что вопросы продовольственной безопасности стоят дорого. А поскольку белорусский АПК имеет сложную структуру и разную балльность земли, одни направления получаются прибыльными, а вторые приходится субсидировать.
Например, немалых вложений требует льноводство: чтобы загрузить комбинат, необходима закупка оборудования, а также рабочая сила. Если нет ни первого и второго, отрасли не будет вообще, но даже если она начнет давать продукцию, необходимо заинтересовать хозяйства производить сырье.
Поэтому Совмин идет по пути надбавок за ту или иную продукцию. Существует индекс цен, который рассчитывается по затратам и по рыночной стоимости сырья. Если рынок низкий, то необходимо доплачивать на тонну, чтобы хозяйство получало деньги на модернизацию и расширение производства. Кроме того, если земля признана неблагоприятной для производства, надбавка может быть увеличена еще на 10%. Все эти расходы закладываются в бюджет на 2026 год.
Финансы — кровь АПК
Еще одна форма поддержки — снижение ставок по кредитам. Это уже сфера ответственности Минфина. На практике бюджетные средства вносятся в уставный фонд «Белагромбанка», а тот обязуется направить полученные деньги на выдачу льготных кредитов АПК. Как правило, это ставка 3%. Ежегодно речь идет о подготовке к полевым работам, и поскольку нельзя оставить хозяйства без техники, кредиты выдаются по стоимости ниже рынка. Со своей стороны банк несет определенные издержки, но это уже не проблема бюджета — бюджетом издержки не покрываются. Такая схема не была бы возможно в чисто рыночной экономике.

Еще одна схема поддержки АПК через кредиты — это когда льготный кредит дается для покупки облигаций облисполкомов. Обычно облигации имеют доходность чуть выше ставки рефинансирования, но на рынок не попадают, а выкупаются под крупные инвестпроекты. Речь об инфраструктуре и строительстве — и это тоже инструмент государственного субсидирования.
Кроме того, еще одна нерыночная мера поддержки — это когда кредит выдается даже в том случае, если у кредитополучателя остановлены операции по счетам или средства арестованы. Мера позволяет не останавливать производство даже там, где оно убыточно. И если субъект АПК неплатежеспособен, он все равно сможет покупать технику у белорусского производителя. Для этих целей выделаются бюджетные займы сроком до 2032 года под 2% годовых. Таким образом за счет средств бюджета государство пытается поддержать СПК, чтобы они могли рассчитаться за технику, продав продукцию в будущем. Также субсидии распространяются на уплату процентов по прошлым кредитам — в этом случае ставка будет составлять примерно 30% от рыночной ставки кредита.

При этом, что важно, примерно 75% бюджетных расходов на АПК — это средства местных бюджетов. Поэтому руководитель каждой области несет персональную ответственность за ситуацию в отрасли. Поскольку средства вкладываются огромные, Президент вынужден административно контролировать строительство ферм и рациональное расходование средств.
По структуре трат на АПК 1,7 млрд рублей выделяется на ГСМ, удобрения, запчасти, новую технику. На финансы — снижение ставок по кредитам и надбавки — идет 0,8 миллиарда рублей. Улучшение состояния земель и мелиорация потребует еще 0,5 миллиарда. Прочие расходы — 1,4 миллиарда. Как правило, это новая инфраструктура, строительство ферм и их модернизация.
Сверх этого привлекаются внешние ресурсы: например, «Банк развития» по конкурсу финансировал строительство молочно-товарных ферм, а также программы выращивания КРС.
Главный вопрос: как все это отбить в условиях рынка? Есть традиционные рецепты, такие как увеличение экспорта (и Беларусь в текущем году вышла на 10 миллиардов долларов поставок на внешние рынки — это больше, чем сегодня дает нефтепереработка). Но Президент также требует учитывать изменения климата и творчески менять структуру производства.

А как в Европах?
В ЕС субсидии фермерам запрещены, причем как прямые (продажа топлива, техники и льготные кредиты), так и косвенные — повышение закупочных цен. Объясняется это рыночными правилами единого пространства, но в реальности приводит к тому, что фермеры выливают молоко, если его невыгодно транспортировать и перерабатывать.
В целом такие правила работают на крупные корпорации с американским капиталом, которые могут позволить себе демпинг, пока мелкий европейский фермер разоряется. План США — с помощью Украины обвалить рынок европейского продовольствия, экспортируя оттуда дешевое зерно. Пока что страны Восточной и Южной Европы перекрыли западную границу, чтобы зерно не поступало к ним физически, но в реальности оно все равно попадает на рынок ЕС. В случае же, если Украину официально примут в состав Евросоюза, это будет означать катастрофу для европейского АПК.
Рекомендуем