Уладить с помощью суда: может ли в Беларуси работать «схема Долиной» с квартирами
Продать квартиру, отдать деньги мошенникам, вернуть квартиру обратно и оставить добросовестного покупателя без денег и без квартиры — это и есть «эффект Долиной», новый термин в русском языке, появившийся совсем недавно.
И, судя по количеству упоминаний в сети — именно он, а не «пу-пу-пу», «ред флаг» или «брейнрот» должен возглавить рейтинг самых популярных слов (фраз) в 2025 году, потому что в ситуации, которую описывает этот эффект и брейнрот (случившийся с Ларисой Александровной) имеет место быть, и редфлагов (для покупателей вторички) теперь сколько угодно, и пу-пу-пу, наверняка, неоднократно слышалось от недоумевающей Полины Лурье, покупательницы квартиры Долиной.
С начала и подробно
Резонансная история с обманом Ларисы Долиной началась в апреле 2024 года. Как сейчас утверждает певица на протяжении нескольких месяцев она была на крючке у мошенников, которые регулярно выходя с ней на связь в мессенджере Telegram, представляясь сотрудниками спецслужб и Росфинмониторинга убеждали народную артистку в необходимости ее личного участия в суперсекретной операции для поимки очень злостных преступников, которые охотились на финансы и недвижимость певицы. Деньги нужно было срочно перевести на «безопасные счета», недвижимость — «фиктивно продать». «Как только бандиты будут задержаны — деньги вернем, а сделку отменим», — убеждали Ларису Александровну.
Летом артистка продает свою московскую квартиру за 112 миллионов российских рублей (чуть меньше полутора миллионов долларов) Квартира, нужно отметить, элитная, находится в Хамовниках — одном из самых интересных районов Москвы с богатейшей историей. В разное время здесь жили Толстой, Булгаков, Даль, Янковский, здесь находятся «Лужники», Пушкинский музей, храм Христа Спасителя, Новодевичий монастырь. Оценочная стоимость жилья вблизи станции метро «Парк культуры», по словам экспертов, была примерно 138-150 млн российских рублей, но покупателя, мать одиночку и по совместительству успешную предпринимательницу Полину Лурье, судя по всему, это не смутило, а только порадовало.

Лурье проверила документы на жилье, и не найдя ничего подозрительного, поехала на осмотр — квартиру ей понравилась. Тогда молодая женщина внесла задаток и заключила с артисткой предварительный, а затем и основной договор купли-продажи пятикомнатной квартиры, площадью 236 квадратов. Сделка также успешно прошла регистрацию в Росреестре — органе исполнительной власти РФ, ответственного за ведение кадастрового учёта недвижимого имущества и регистрацию прав на объекты недвижимости.
Кстати, на вопрос: «Как мать одиночка могла позволить себе квартиру за почти полтора миллиона долларов?» — отвечаем: Полина родилась в обеспеченной московской семье. Ее отец — топ-менеджер крупной компании. В 2012 году она окончила социологический факультет МГУ, начала развиваться в IT-сфере, собственную карьеру строила самостоятельно. В 2024 году она зарегистрировала ИП, связанное с арендой и управлением недвижимостью.
13 августа новые собственники попытались зайти в квартиру. Однако бдительная охрана вызвала правоохранителей.
— Я знаю, что собственник — Лариса Долина. Она продала нам, мы не можем домой попасть. Не вчера она должна была съехать, а месяц назад. Она перестала выходить на связь, поэтому мы уже приехали лично, — рассказывали новые хозяева жилья.
Так стало известно, что Долина стала жертвой мошенников. Всего, как выяснилось позже, певица потеряла около 200 миллионов российских рублей: она лишилась и суммы, полученной за элитную недвижимость и около 80 млн перевела с собственных счетов.
Лариса Александровна записала слезное видео и выложила его в сеть, а из квартиры съезжать по-прежнему отказывалась.
— Я стала жертвой мошенников. В отношении меня совершены очень изощренные и спланированные мошеннические действия, — говорит на видео певица. — По данному факту возбуждено уголовное дело, я признана потерпевшей, а на мою квартиру наложен арест.

Вскоре стало известно о задержании курьера, которая, по версии следствия, участвовала в мошеннической схеме. Лурье же вместо ключей от шикарных апартаментов получила иск о признании сделки недействительной. Суд, состоявшийся в марте этого года иск Ларисы Александровны удовлетворил — вернул певице недвижимость, и (обратите внимание!), освободил ее от обязанности компенсировать покупательнице стоимость квартиры. Счастливая Долина официально вернула себе не единственное жилье, а Лурье осталась без квартиры и без денег — собственно, именно этот момент и триггернул общество.
Однако, молодая женщина не собиралась сдаваться — она обжаловала в кассационном суде решение о признании недействительной сделки купли-продажи квартиры певицы. Заседание состоялось в конце ноября, а решение, учитывая общественный резонанс это дела, вызвало шок у жителей России — решение оставить в силе. При этом суд апелляционной инстанции указал Лурье на то, что она сама должна искать мошенников и требовать с них деньги.
Юрист покупателя официально заявила, что идет в Верховный суд
3 декабря Верховный суд РФ запросил материалы дела об имущественном споре между Ларисой Долиной и Полиной Лурье для более детального изучения, а также привлек в качестве заинтересованных лиц дочь певицы Ларисы Долиной Ангелину и ее несовершеннолетнюю внучку. В качестве третьих лиц привлечены одна из осужденных по уголовному делу о мошенничестве в отношении Долиной Анжела Цырульникова и столичное управление по вопросам миграции МВД России. Судебное заседание назначено на 16 декабря.

История, конечно, малоприятная. Но кто бы мог подумать год назад, что сегодня певица будет восприниматься большинством сограждан не как жертва мошенников, а как мошенница, мол, тебе вернули квартиру – верни покупателю деньги, чай, не нищая — квартира в собственности не одна, деньги на счетах имеются, вот только на одних новогодних корпоративах стоимость квартиры отобьешь…
Погода в доме
А дальше, будто снежный ком с горы, покатился вал подобных дел: неоднозначное судебное решение, известное теперь в юридических кругах как «казус Долиной», породило новую схему мошенничества, когда продавец недвижимости, заключив сделку, подает иск о признании ее недействительной, ссылаясь на то, что стал жертвой аферистов. В 2025 году более трех тысяч сделок с недвижимостью были оспорены по «схеме Долиной». Добросовестные покупатели остаются без жилья, денег, а многие еще и с кредитами.
Долину стали отменять: общепит отказался доставлять ей еду и продавать некоторые напитки; звезды хейтят ее в соцсетях; соотечественники призывают бойкотировать выступления, сравнивают с Гринчем, тоннами генерируют мемы и, упражняясь в сарказме, предлагают открыть собственное риелторское агентство или запустить обучающие курсы для пенсионеров «Как зарабатывать на продаже и возврате жилья».

Дальше, чего и следовало ожидать, схему опробовали и на авто — в сети появилась информация, что пожилая женщина, продав собственный Фольксваген, спустя несколько дней потребовала вернуть его обратно, заявив, что во время продажи находилась под влиянием мошенников. Деньги покупателю возвращать отказалась. Пишут также, что известны случаи подобного мошенничества и с арендой жилья.
Комментарии юриста
Белорусы с не меньшим интересом и волнением наблюдают за происходящим. Главный вопрос: «Случалось ли подобное в нашей стране и какова вероятность, что судебная практика «схемы Долиной» приживется в Беларуси?».
За ответами Минская правда обратилась к Анне Кораневской, адвокату Минской областной коллегии юридической консультации номер 7.
— Анна, прокомментируйте, пожалуйста, решение суда РФ.
— В первую очередь, обратим внимание на то, что решение суда РФ вступило в законную силу. Это означает, что оно обязательно к исполнению. Соответственно, оценка этого решения возможна только с позиции законности и обоснованности. Убеждена, что суд мотивировал решение исследованными доказательствами и привел ссылки на нормы гражданского законодательства РФ. Как адвокат отмечу, что для обсуждения ситуации в целом важно знать абсолютно все аспекты этого дела, в противном случае невозможно сформировать объективное мнение о сложившейся ситуации. Суд выносит решение на основании норм закона и представленных сторонами доказательств, однако бывает, что с позиции общественности это решение видится не всегда справедливым. Надо полагать, это одна из таких ситуаций.

— Почему Лурье обязали требовать деньги с мошенников, а не с Долиной?
— Если сделка совершена продавцом под влиянием обмана — то есть под воздействием мошенников, возбуждено уголовное дело, и продавец признана по уголовному делу потерпевшей, то ее имущество — квартира, выбыла из владения против ее воли. Соответственно, если продавец распорядился своим имуществом под влиянием обмана, закономерно, что данное имущество по решению суда возвращено продавцу. Что касается денег, полученных за квартиру, если они были похищены мошенниками при расчете по сделке с продавцом, то объяснимо, что суд возвратил квартиру продавцу, но не взыскал деньги именно с продавца в пользу покупателя.
— Что по этому поводу говорит Закон Республики Беларусь?
— Согласно ст. 283 Гражданского кодекса Республики Беларусь имущество может быть истребовано у добросовестного приобретателя в случае, если имущество похищено у продавца или выбыло из его владения против воли.
Соответственно, если сделка совершена под влиянием обмана, то есть в результате действия мошенников, значит у продавца не было воли на распоряжение своим имуществом. Закон в этом случае защищает интересы лица, потерпевшего в результате обмана.

— Соблюден ли в деле Долиной принцип двухсторонней реституции?
— Двусторонняя реституция — это последствия признания сделки недействительной, при которых обе стороны обязаны вернуть друг другу все полученное по этой сделке.
В описанном случае, если имущество возвращено продавцу, а денежные средства не взысканы с продавца в пользу покупателя, то ситуация не подпадает под определение двухсторонней реституции.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждая из сторон возвращает другой все, что получила по недействительной сделке. Если вернуть полученное в натуре невозможно, стоимость передается в виде денежной компенсации.
— Соблюдается ли принцип двусторонней реституции в Беларуси?
Разумеется, это прямо предусмотрено ст. 168 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
— Разве добросовестному покупателю не должно быть все равно, что сделает с полученными деньгами продавец? И разве не справедливо, что покупатель требует деньги с того, кому он их отдал?
— Если юридически грамотно подходить к данной ситуации, то предмет доказывания не в том, как распорядился деньгами продавец, а в том, что сделка была совершена продавцом изначально под влиянием обмана. Закон защищает права лица, потерпевшего от обмана. Если сделка ничтожна или недействительна, суд при выяснении обстоятельств и исследовании доказательств учитывает кому именно предназначались эти деньги. Если деньги от сделки в результате обмана оказались у мошенников, то закон на стороне потерпевшего продавца.

— Были ли в вашей практике подобные дела?
— Разумеется, были. Такие гражданские дела ,как правило, вытекают из уголовного процесса. Суды очень внимательно исследуют обстоятельства обмана и при вынесении решения учитывают действительное волеизъявление продавца.
— Теоретически, может ли покупатель подать в суд на Долину за мошенничество?
— У любого гражданина есть право на обращение в правоохранительные органы и право обращения за судебной защитой.
— Как с юридической точки зрения правильно действовать, если вы продали жилье под влиянием мошенников? Идти в суд и требовать отмену сделки?
— Мошенничество — это хищение имущества, а именно, завладение имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Такие действия образуют состав преступления, предусмотренный ст. 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Поэтому если жилье продано под влиянием «мошенников», у гражданина есть право обратиться с заявлением о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Если же при проведении проверки не установлено оснований для возбуждения уголовного дела, гражданин совершивший сделку под влиянием обмана, вправе обратиться в суд с иском и оспорить эту сделку на основании ст. 180 Гражданского кодекса Республики Беларусь.