Беларусь и Россия: как формируется союз, экспорт и промышленность на высоких скоростях
В политике нет места суевериям: как Новый год встретишь, так и проведёшь. Но в политике много посылов и неслучайных деталей. Одной из них стало первое мероприятие Президента. График Первого в первый рабочий день года открыл доклад нашего посла в России. Понедельник не стал тяжёлым, а темпы роста экспорта в Россию внушают надежду.
Охлаждение экономики России не заморозило рост белорусского экспорта
— Мы планировали достичь 105 процентов по сравнению с прошлым годом, а достигли почти 103. И это в условиях воюющей страны с политикой охлаждения собственного экономического роста. На уровне финансовых институтов уменьшали спрос на товары и услуги, а мы смогли нарастить продажи. Значит, белорусское ждут в России. Говорить о том, что российское направление для нас важное… Ну, что послу говорить об этом. Я вам говорил при назначении по этой тематике. А поработав там, вы понимаете, что это наше основное направление. В целом мы обеспечиваем прирост. И учитывая, как складываются дела в Беларуси и России, 102,5% — почти 103% — это неплохо, — констатировал глава государства.

Одно не радует — проседание в промышленности, тем более, что посол родом из этой отрасли. Для Беларуси промышленность — стратегическая отрасль: это скриптовые компетенции и градообразующие предприятия. Четверть ВВП приходится на промышленность, и она вносит большой вклад в экспорт товаров. Если образно — МАЗ, МТЗ и Гомсельмаш — белорусская тройка экономики и локомотив формирования значительной части валовой добавленной стоимости. Теперь у наших экспортёров появился новый инструмент опоры на российском рынке.

Белорусское = российское
Ушедший год стал периодом исторических решений. — В прошлом году решили главную проблему — доступ нашей промышленности ко всем реализуемым в России программам. Сегодня на российском рынке белорусское равно российскому. Мы конкурируем в обычных экономических условиях, побеждает сильнейший, — поделился успехами посол Беларуси в России Александр Рогожник. Это доступ к самому близкому и крупному рынку в мире.

Российский рынок — для нас самый близкий, мы там известны. Но геополитическая конъюнктура — дружественность к соседям — предполагает открытость рынка для товаров из разных стран. Москва по-джентльменски за лояльность Пекина и Дели покупает китайские автомобили и пальмовое масло из Индии. Такие правила игры в БРИКС и ШОС.
У нас самое выигрышное сочетание цены и качества. Важный толчок для белорусской промышленности — переход к созданию совместных продуктов и глубокой интеграции. Первые лица государств уже утвердили это в райдере союзного сотрудничества.
В конце 2025 года состоялись переговоры в правительстве России, где обсуждались вопросы сотрудничества в промышленном производстве: формируется обновлённая программа по авиастроению. До 2035 года работы хватит для нашего промышленного сектора. Совместный самолёт — высший пилотаж для союзного государства, развитие микроэлектроники. После западных ограничений из России стали пристальнее смотреть на наши компетенции. Российские инвестиции в экономику Беларуси растут. Но ядро технологического суверенитета — развитие станкостроения. Мы можем производить любые детали, узлы, механизмы и готовые изделия — от тяжёлого машиностроения до лёгкого автотранспорта, включая тракторную технику. Цель — обеспечивать высокий уровень механизации Союзного государства.
Геополитическая преданность и взаимодополняемые экономики
Геополитическую преданность удалось сублимировать в экономическую платформу. Вместо оперативного латания дыр после ухода западных брендов выработана стратегия импортозамещения — опыт Беларуси, где тон задаёт Минск.
Благодаря Беларуси в России появилась новая стратегия торгово-экономических отношений: сотрудничество с «дружественными экономиками» и развитие отношений по пути взаимодополнения. Бизнес сам вряд ли пришёл бы к такой интеграции — политическая воля первых лиц стала главным импульсом. Второй момент — использование потенциала региональной интеграции: даже когда российский центр охладевал к Минску, сотрудничество с Беларусью было выгодно субъектам Федерации.
В графике Президента появился даже неофициальный термин: «губернаторский день». Во Дворце Независимости есть зал для встреч с руководством российских регионов. На это есть политическая воля в Минске и Москве. Теперь задача — интеграция на высокой скорости: развитие скоростных магистралей, туризма и грузовой логистики. Восточный экспресс остаётся локомотивом белорусского экспорта, сокращая расстояния между людьми и предприятиями. Дорога в страны Дальней Дуги также идёт восточнее Орши.
Президент говорил о наращивании услуг. В совместном товарообороте это самый положительный показатель. Сальдо в сфере услуг за десять месяцев 2025 года превысило торговое сальдо в образцовом 2023 году — 1,7 миллиарда долларов.
Закрыть гештальты на привычном полюсе
Аналитики отметили: Минск делает ставку на диверсификацию, но внешнеполитический приоритет остаётся — Россия. Политический курс Лукашенко неизменен, и на ВНС он только подтверждён. Но времени на раскачку нет: Белый дом уже начал укреплять пошатнувшуюся гегемонию. Необходимо ускорять действия и устранять барьеры. Унификация электронной подписи в ЕАЭС — один из приоритетов. На встрече с российским коллегой Президент решил закрыть этот гештальт.
До заседания Высшего госсовета Союзного государства останется немного времени. К этому моменту уже подсчитают совместный товарооборот за 12 месяцев 2025 года — прогнозируют 50 миллиардов долларов. В условиях нестабильного геополитического климата Беларусь опирается на проверенные полюса.
Рекомендуем