Вместо верховенства права — право силы: почему не надо перестраивать мир
Произошедшее 3 января окончательно показало, что миру, основанному на международном праве и законах отдельно взятого государства, пришел конец. Новый год начался с новой войны по вине человека, утверждавшего, что он будет заканчивать войны. Президент США дал понять, что считает американский континент «задним двором» своей страны и намерен преобразовать под свои потребности весь мир, считая эталоном только то, что он думает и хочет, а на всё остальное можно не обращать никакого внимания.
Почему действия американцев в отношении Венесуэлы стали возможны
Трамп, завершая свой первый президентский год, понял, что мировое сообщество, будучи шокированным его действиями, реагирует на них только с помощью привычных дипломатических штампов с их пустой риторикой, лишенной даже попыток каких-либо действий. Лидеры одних государств осуждают Трампа, других — приветствуют его действия, третьих, которых пока больше половины, — просто отмалчиваются и выжидают или подбирают настолько «дипломатические» формулировки, из которых совершенно не ясно, поддерживают они или осуждают. Добрая половина мира демонстрирует безразличие, которое, как известно, порождает все трагедии и беды.
А что сам Трамп? Он расхваливает действия своего спецподразделения, которое оказалось в Каракасе не только вопреки всем международным нормам, но и вопреки собственным американским законам и процедурам. Не спрашивал президент конгресс? Ничего страшного, он и не должен был никого спрашивать, поскольку войну США Венесуэле не объявляли, войска туда не двигали, а значит, нет никакой военной интервенции, это всего-то «операция правоохранительных органов».

Если же власти Венесуэлы после захвата президента Николаса Мадуро будут сопротивляться американской воле, то Трамп обещает им «вторую волну» атак, да такую, что действия 3 января окажутся ничтожными. Как это будет названо, Трамп придумает. Скорее всего, назовет полномасштабное вторжение катализатором сделки с нефтью и другими природными богатствами Венесуэлы, ради чего, собственно, всё и началось.
Все сделки Трампа — это чистая экономика, но политический месседж всему миру ясен и понятен: всё должно подчиняться Америке. А все голоса, которые прозвучали и прозвучат против — это всего лишь рефлекс, некая обязательная процедура, за которой никаких действий не последует. США не будут исключены из ООН, экономические санкции против них не предпримут, резервы не заморозят, спортсменов от международных соревнований не отстранят…. Раз так, то можно делать что угодно, и где угодно. У американского президента нет страха даже за имиджевые потери, не говоря об остальных. Поэтому, нет и ответственности, но есть присвоенное самому себе право ставить весь мир перед свершившимся фактом.
Чем опасна жизнь без правил

В условиях международного правового нигилизма государства, считающие себя великими, присвоят себе право действовать по образцу американцев, доминируя над более слабыми и оказавшимися неугодными странами, при необходимости — с применением военной силы. Логика понятна: что можно одному, то можно всем. Поэтому никто не сможет воспрепятствовать государствам, посчитавшим себя центром силы, игнорировать всё и всех для достижения своих целей.
Если «центры силы» увлекутся процессом игнорирования всех, то камня на камне не останется и от миропорядка, основанного на сферах влияния. Борьба за ресурсы и влияние не будет подразумевать компромиссов, решение останется за теми, кто обладает реальной силой. Только сильный сможет получить всё, а остальные рискуют быть раздавленными или, в лучшем случае, полностью потеряв минимальную субъектность, окончательно превратиться в зрителя в мире, который сильный будет обустраивать по своему усмотрению.
Рекомендуем