Меню

Качественное оружие из подручных материалов: чего боялись немецкие оккупанты

Качественное оружие из подручных материалов: чего боялись немецкие оккупанты
Фото: Валентина Ковальчук

Партизанские формирования, действовавшие в тылу врага, нуждались в оружии и боеприпасах. Особенно эта проблема обострилась к лету 1943 года, когда местное население стало массово вступать в партизаны. Нередки были случаи, когда командиры отрядов зачисляли в строй новобранцев только при наличии у них оружия. Боеприпасы и оружие партизаны добывали в боях, иногда получали помощь с Большой земли, но этого все равно не хватало.

Умельцы-самородки

Вот как объяснял сложившуюся ситуацию 21 июня 1943 года командир партизанской бригады «Разгром» Минской области Павел Клевакин в письме на имя начальника БШПД Петра Калинина: «У личного состава партизанских отрядов желание воевать ничем не изменилось. Настроение очень хорошее. Если посмотреть на карту, то увидите, что мы расположены и действуем на очень важном участке: железная дорога, города Минск и Борисов, крупные немецкие гарнизоны в Колодищах, Смолевичах, Плисе, Жодино, Червень. Все для борьбы с оккупантами мы изыскивали на месте, но чем дольше, тем труднее. На месте нет взрывчатки, мин, мало других боеприпасов и оружия, а резервы роста отрядов исключительно большие».

Далее командир просит выбросить тот груз, который запланирован. Сообщает, что партизаны бригады ежедневно в течение двух с половиной месяцев жгли костры для приема грузов, но никаких результатов не последовало. Здесь же Клевакин обращает внимание партизанского руководства на другую проблему — задержку с наградами: «Многие партизаны отличились в боях с немецкими оккупантами. Наградной материал давно Вам выслан, но о наградах нечего не известно, а какое бы большое влияние на партизан оказали награды в дальнейшей борьбе».

В таких условиях среди партизан находились умельцы-самородки, которые мастерили качественное оружие из подручных материалов.

Особенно много оружейных мастерских стало создаваться после приказа начальника Центрального штаба партизанского движения, первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймона Пономаренко от 9 сентября 1943 года: «Партизанам, создающим оружие и боеприпасы из подручных материалов, и инициаторам этого начинания оказывать всемерную поддержку и поощрения. В созданных мастерских производить оружие и боеприпасы не только для естественных нужд, а при возможности — обеспечивать ими соседние партизанские отряды».

О первых партизанских мастерских по изготовлению самодельного оружия 20 июля 1943 г. сообщал в ЦК КП(б)Б секретарь Минского подпольного областного комитета партии Иосиф Бельский: «Производство партизанских гранат расширяем. Этими днями открыли еще одну мастерскую в бригаде им. А. Невского. Там мало винтовок, а бригада новая, и гранаты являются очень хорошим вооружением в наших условиях работы. Помимо производства гранат в четырех отрядах организовали выпуск автоматов ППШ и ППД. Уже изготовлены пробные экземпляры. Испытания их дало хорошие результаты. Есть необходимость это дело расширить. Примем все меры для этого».

К началу 1944 г. во многих формированиях народных мстителей действовали оружейные мастерские. По Минскому партизанскому соединению, например, только в бригадах имени П. К. Пономаренко, 64-й им. В. П. Чкалова, 121-й им. А. Ф. Брагина «Беларусь» и др. к концу 1943 года было изготовлено около 10 тысяч гранат, 120 гранатометных мортир.

Николай Степанович Сергеев — один из таких умельцев, создававших самодельное партизанское оружие. В ожесточенных боях на территории Смоленской области в октябре 1941 года Николай попал в окружение, затем в плен и концлагерь под Минском. Благодаря помощи партизанских связных Сергееву удалось вырваться из лагеря. В ноябре 1942 года он вступил в партизанский отряд «Знамя», действовавший в Червенском районе.

Николая Сергеева определили в хозяйственный взвод, а через месяц назначили… поваром. В марте 1943 года он познакомился с оружейным мастером Чернышевым. Тот, узнав, что Сергеев до войны работал слесарем, предложил ему перейти в оружейную мастерскую. Командование отряда дало на это согласие.

В отчете о своей работе в оружейной Сергеев писал: «В отношении инструментов было плохо: надо было ездить по селам и доставать — где напильник, где молоток, где сверло… Построили в лесу землянку, там и работали. Нас было пятеро умельцев, каждый делал свой автомат. После апробирования мой оказался лучшим, и командование назначило меня старшим мастером отрядной мастерской».

Одновременно Николай создавал автомат собственной конструкции, стараясь, чтобы он был гораздо легче и меньше по размеру. Работа над ним продолжалась больше месяца. После испытания оружие получило высокую оценку. Первые два образца уникального изобретения доставили самолетом в Москву: 1 мая 1944 года их вручили начальнику БШПД Петру Калинину и его заместителю Ивану Ганенко. В 1980 году свой подарок Иван Петрович Ганенко передал Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны.

Но Николай Сергеев не только работал в оружейной мастерской, но и участвовал в крупных боевых операциях отряда и бригады. Был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» и орденом Отечественной войны I степени.

Из сапожника — в оружейники

Благодаря архивным документам известно имя еще одного изобретателя самодельного оружия, партизана отряда им. М. М. Громова 64-й партизанской бригады им. В. П. Чкалова, которая действовала в Любанском, Слуцком, Стародорожском и Старобинском районах Минской области. Речь об Иване Михайловиче Калевиче, уроженце деревни Варачесовщина Любанского района. Как Калевич стал оружейным мастером, можно узнать из его отчета, написанного 26 июня 1943 года:

«Я по собственному опыту при столкновении с фашистскими солдатами убедился, что автоматическое оружие в условиях партизанской борьбы является первостепенным и всегда решает исход боя. Отсюда у меня явилось огромное желание овладеть самому автоматом и уметь применять его в трудную минуту борьбы. Работая сапожником в отряде, я лишался возможности бывать часто на боевых операциях и отсюда у меня стало меньше шансов захватить в бою трофейный автомат. Поэтому всеми силами и мерами я решил сделать автомат своими руками… Не обращая внимание на шутки и недоверие товарищей, я серьезно начал искать подходящий материал для производства автомата. Днем я искал и ремонтировал сапоги, а по вечерам и ночам строил свое детище. Три недели посвятил этому делу, но в конце концов автомат был готов».

Далее Иван Калевич сообщал, что кожух автомата он сделал из насоса автомашины; ствол — из неисправной винтовки, которая была непригодна к использованию; затвор — из куска железа, пружину – из стальной проволки; магазин нашел в лесу, отремонтировал и подогнал к автомату. Это была ручная работа мастера, лишь иногда приходилось изготавливать детали в кузнице ближайшей деревни.

Испытывал самодельный автомат командир отряда Петр Смирнов, который дал изобретению Ивана Калевича высокую оценку. Он распорядился освободить умельца от обязанностей сапожника, чтобы полностью переключить на работу в мастерской для ремонта и изготовления столь необходимого партизанам оружия и боеприпасов.

Не менее острой была проблема обеспечения взрывчатым веществом, которое использовалось для диверсий (в первую очередь — на железнодорожных коммуникация врагах). Уже с зимы 1942 года в партизанских отрядах выплавляли тол из трофейных и неразорвавшихся немецких авиабомб и снарядов. Эта работа требовала большого умения и осторожности, так как приходилось разбирать снаряды и бомбы. К сожалению, несчастные случаи имели место: гибли бойцы и командиры. Так, летом 1943 года при выплавке тола получил тяжелое ранение командир партизанской бригады «Беларусь» Николай Покровский.

Среди белорусских партизанских оружейников славились своими изобретениями представители отряда им. Г. И. Котовского бригады им. С. М. Буденного Пинского соединения Я. И. Темяков и Я. А. Менкин. Это они сконструировали и изготовили два уникальных автомата, которые в начале июня 1944 года были вручены Маршалу Советского Союза Клименту Ворошилову и секретарю ЦК КП(б)Б Пантелеймону Пономаренко.

24 июня Пономаренко от своего имени и от имени Ворошилова в ответном письме поблагодарил командира Пинского партизанского соединения Героя Советского Союза Василия Захаровича Коржа за присланные самодельные автоматы. В конце письма было высказано такое пожелание: «Мастерскую Вашего соединения целиком сохраните для музея Отечественной войны».

В 300-й бригаде им. К. Е. Ворошилова работали 4 оружейные мастерские, где местными умельцами был изготовлен 101 автомат, выплавлено 4 тонны тола.

К сожалению, мастерская целиком не сохранилась, а вот такой же автомат, подаренный в свое время оружейниками отряда генерал-майору Коржу, передан им в 1949 году для экспонирования в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Уникальная коллекция партизанского самодельного оружия находится там по сей день.

Автор: Геннадий Баркун

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59