Автолавки почти пустые. Жители деревень Дзержинского района пожаловались на отсутствие продуктов
6 мая прямую телефонную линию провела председатель Минского областного Совета депутатов Наталья Якубицкая. Граждане, как и обычно во время подобных мероприятий, обращались к руководителю с самыми разными вопросами. Сразу несколько звонков поступило от сельских жителей, которые пожаловались на очень скудный набор товаров в приезжающих в их населенные пункты автолавках. Например, Галина Евдокимовна Кузнецова из деревни Шишки Путчинского сельсовета сообщила о том, что в Дзержинском районе, в ее деревне и в соседних — Садовщине и Липках, автолавки приезжают буквально пустые.
— Это уже доходит до абсурда, — рассказывает женщина. — В этот вторник пришла автолавка, привезла батоны и хлеб. Даже сахара нет, не говоря уже о молочке и прочем, потому что машина без холодильника. Последнее время ни круп, ни колбас — нечего взять, кроме хлеба, батона и иногда молока. А у нас магазинов в округе как таковых нет, ближайший в агрогородке Путчино, но там магазин этого же Дзержинского РАЙПО, в нем тоже толком ничего нет. А ведь скоро дети на каникулы в деревни приедут, чем их кормить? — сокрушается Галина Евдокимовна.
Ей вторит другая заявительница, Елена Иосифовна Дроб из деревни Стайки Логойского района. История та же: автолавка приходит, но не привозит даже молока. Еще и дорога от Малых Янушковичей до Стаек разбита так, что не проехать не пройти.
Что и говорить, жизнь в белорусской глубинке часто нелегка. Здесь нет и в помине ни столичных доходов, ни городского изобилия, где на каждом шагу встречаются супермаркеты, торговые центры и точки разнообразных услуг. Даже скромный сельпо можно отыскать далеко не в каждом малом населенном пункте. Причина такого положения дел в общем-то понятна: содержать торговые точки в деревнях с малочисленным населением, состоящим из одних пенсионеров — дело убыточное. Да и продавца туда найти порой практически невозможно. Единственный выход — разъездная торговля, те самые автолавки, которые еще с советских времен барражировали по ухабам проселочных дорог и снабжали продуктами и предметами первой необходимости забытые богом уголки нашей родины.
В свое время общегосударственная система мобильной торговли была создана в сети Белкоопсоюза. За каждый район отвечало свое РАЙПО, а неизбежные убытки субсидировало государство. Все это худо-бедно работало многие десятилетия, однако с развитием рыночных отношений подобный формат себя видимо исчерпал. Сегодня уже есть немало примеров, когда крупные торговые сети берут снабжение деревень под свое крыло. И надо сказать, что современные подходы и грамотно просчитанная логистика крупных ритейлеров позволяет успешно решать проблемы с убыточностью отдельных поставок. Похоже, что для ускорения развития государственно-частного партнерства в данной сфере сегодня необходима большая расторопность и инициатива властей тех районов, где есть очевидные проблемы со снабжением продуктами и товарами первой необходимости небольших населенных пунктов.
Однако для налаживания подобной работы требуется время, а людей нужно кормить здесь и сейчас. Поэтому обращения заявительниц, конечно же, не остались без незамедлительной реакции со стороны Натальи Якубицкой, которая направила поручения руководству районов и областного Белкоопсоюза незамедлительно и системно решить проблему снабжения прозвучавших во время прямой линии населенных пунктов.