Нас не запугать ни голодом, ни холодом! В чем секрет суверенитета и независимости Беларуси
О рыбке и акулах. Вернее, о непомерных амбициях. Чего греха таить, в 20-м в том числе был мятеж буржуазии. Им хотелось расширить поле для бизнеса. Чем больше джип, тем больше он требует топлива и места для того, чтобы развернуться. В этом владельцы таких машин очень похожи. Чтобы меньше налоги и была возможность выкупать госсобственность.
Социальное государство — от слова «социум»
Притормозите! На образцовом для бизнеса Западе чем больше доходов, тем выше ставки налогообложения. В Швеции вообще баснословные отчисления, а в США нарушение налогового законодательства считается чуть ли не предательством страны. Торгаши негодуют по поводу повышения налога на маржу. Но никто с их живым, поворотливым умом в исполкомы работать не рвется, не спешит занимать кресла тех, кого так любит критиковать.
Зачастую любители капитализма и диктатуры рынка оперируют чем угодно, только не логикой. Их волнует, зачем мы вкладываемся в убыточные колхозы, но не волнует продовольственная безопасность. Они ждут поддержки госсектора, но при этом не задумываясь сокращают своих работников. А некоторые фермеры так вообще относятся к работникам как к батракам. Пришел — получил. Заболел — твои проблемы! Вот оно, истинное лицо капитализма. Такие перемены нас ждали. Богатые богатели бы, а бедные — нищали.
За что Президента нещадно критиковали, то и приносит дивиденды. АПК — $8 млрд. Госсектор — это промышленная безопасность и вообще суверенитет страны. Это, извините, микрочипы. Международный авторитет компетенций. Но неужели пример России не показателен? Там и рынок был, и капитализм, и западные акционеры. Лопнуло все в одночасье. А сколько звучало упреков, предостережений, насмешек! И что?
Глава государства напомнил: «Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна, а народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное неравенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам. Мы создали государство без олигархов, не допустили концентрации капитала и собственности в одних руках, все национальные богатства принадлежат народу. Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада.
И вопрос не в разнице менталитетов, не в различиях политических систем Запада и Востока. Все гораздо проще и примитивней. Вы знаете: ни суверенная Беларусь, ни суверенная Россия с сильной экономикой никому не нужны. Обладание огромными, прежде всего природными, ресурсами наряду с высоким уровнем промышленного производства и серьезными научными компетенциями — причина стремления устранить нас как конкурентов. Именно конкурентов.
Но сегодня абсолютно я убежден: не получится! Мы выстоим! Вы видите, как экономику Евросоюза откровенно штормит. И там очень хотели бы решить свои проблемы за счет нас, как это было в 90-е, после распада СССР. Не получается. Мы поумнели. Мы выросли. Мы стали взрослее».
И прогосударственнее что ли. Теперь и большая Россия. Да что говорить о западных «непартнерах», коль свои бизнесовцы — акулы. Каким бы патриотичным фермер ни был, он никогда не сможет сохранить инфраструктуру деревни. А любой торгаш готов ради увеличения своего дохода уволить половину штата. Таких рыночных инструментов на МТЗ или тракторном точно не позволят. А вот куда идти выброшенному за борт во время рыночного шторма белорусу? Правильно, на «неэффективный» госзавод или в нерентабельный колхоз. Но рыночникам этого не понять. Капитализм — от слова «капитал», социальное государство — от «социум».
Видение бизнеса — это дар, талант, способность. Не у каждого они есть. Из-за того, что по упрощенной схеме можно было стать ИП, государство много затрат понесло. На одну только канцелярию. Определенная часть то регистрировалась, то снималась с учета, потому что не каждому дано. А тому, у кого получилось, хочется еще больше.
Сместить Лукашенко было выгодно заграничному олигархату, ТНК и… местным буржуинам. Чтобы госсобственность скупить по дешевле, а продать подороже. Только вот крохи с барского стола мужикам с литейки вряд ли бы достались. Их бы просто послали. В айтишники… Но не при нынешней власти.
«Равные для всех права на бесплатные и доступные образование, медицину, на труд и защиту в случае болезни, равные возможности для профессионального старта — основные цели нашей социальной политики. Народ может рассчитывать на равноправную поддержку со стороны государства. Это справедливо. — отметил в Послании Президент. — Я больше скажу: причина многих сегодняшних, как я уже сказал, потрясений в мире заключается именно в желании транснациональных корпораций вернуться к жесткой эксплуатации людей. В этом стремлении разделить людей на классы нас пытаются отбросить на столетия назад. Задумайтесь над этим.
Только один пример. Американский Apple согласился разместить свое производство в Азии (в Индии) только на условиях 12-часового рабочего дня и увеличения нормы сверхурочного рабочего времени до 145 часов в квартал (в Беларуси норма за квартал сверхурочно — всего 45 часов). В погоне за инвестором пришлось скорректировать законодательство».
Быть на высоте
Не благодаря ли госсектору мы выстояли? Накормили себя, и теперь наша колбаса – это бренд настоящего. А сама Беларусь – символ самодостаточности. Ковид помог сбросить маски, малый и средний бизнес сократился. Богаче стали и так богатые ТНК. А СВО обнажила реальность. «Бедная» Россия стоит, не шелохнется, а богатая Европа — «поплыла». (Это, к слову, о тех, на кого мы ориентируемся. Вряд ли в таких условиях в Брюсселе думали бы о благополучии Беларуси.) Наша же страна продолжает движение по заданному курсу. Еще с тех времен, когда эксперты, заигрывая с оппонентами власти, говорили: зачем свое? Дешевле купить (за что только?). Президент настаивал: «Импортозамещение и повышение доли инновационного производства — важнейшие задачи. Мы не должны зависеть от капризов западных политических элит, ограничивающих свободу цивилизованного бизнеса. Это вопрос национальной безопасности — импортозамещение. Здесь широкое поле для реализации самых смелых замыслов белорусских ученых.
Посмотрите, на тех производствах, где это поняли давно, мы имеем рост экспорта и насыщение нашего рынка высококачественным товаром. Слушайте, когда говорят о каких-то санкциях, я, как говорил про 20-й год, думаю: слава богу. Слава богу, что ввели. Для нас открылся колоссальный рынок. Бери и продавай. Что мы, кстати, и делаем. Но пока только на 70 процентов. 30 процентов нам надо добавлять, и добавлять срочно. Это национальная безопасность. Здесь широкое поле для реализации самых смелых замыслов белорусских ученых. В прошлом году мы выпустили импортозамещающей продукции на сумму свыше 27 миллиардов долларов. В этом году можем прибавить 10 процентов. Было бы желание. При этом говорим не просто об импортозамещении, а о создании целых наукоемких направлений. Это интеллектуальный капитал страны, производства, новые рабочие места и продукты с высокой добавленной стоимостью. Но надо работать, надо очень быстро, быстро надо работать».
Децильный коэффициент — тот, что равен процентному отношению доходов 10% наиболее обеспеченных слоев населения к доходам 10% наименее обеспеченных.Это и есть экономическое неравенство: когда акулы бизнеса съедают золотую рыбку, а старуха оказывается у разбитого корыта.
Европейское общество потребления вынуждено менять привычки. Уже не барствуют. Да, в лохмотьях не ходят и питаются каждый день. Но у костров парижских баррикад заметно теплее, чем в квартирах. А насколько упал уровень жизни у белорусов? Мы разве отказались от привычных апрельских посиделок на природе? Или автомобилисты пересели на городской транспорт?
«Великие финансовые «эксперты» предрекали крах нашей экономики, обвал рубля, обнищание населения. А теперь, когда прогнозы не оправдываются, приходится объяснять гражданам Евросоюза, почему, когда они экономили на тепле и горячей воде, бензине, Беларусь выстояла. Более того, по ряду направлений даже прибавила. Сейчас ищут там, на Западе, объективные и субъективные факторы. Ищите. Им все равно никогда не понять разницу между «свободным» либеральным обществом, где никто никому ничего не должен, и народом, понимающим свою ответственность перед государством, своими соотечественниками и будущими поколениями. Я благодарен белорусам, занятым в реальном секторе, — отметил Александр Лукашенко. — В ответ на экономический пресс санкций, подчеркну, абсолютно незаконных, вы снова показали наш несгибаемый белорусский характер. Слушайте, лучше воевать на экономическом фронте, чем так, как там. У нас многое получилось. Не все, конечно. Слишком сильно за нас взялись. Но мы же с вами договорились, что за суверенитет придется платить. И разве мы много заплатили? Разве мы что-то потеряли? Мы еще и не начали платить.
С большего все так же. Тепло и уютно в наших домах, в магазинах на полках продукты (даже для самых изысканных гурманов), детишки ходят в школы и университеты, порядок и безопасность на наших улицах. Приемлемый порядок. А ведь потерять это можно в один момент. И мы тоже видели, как это происходит. Наши предприятия работают, товары идут на новые рынки, несмотря на все эти санкции. Мы получили рекордное внешнеторговое сальдо почти 4,3 миллиарда долларов (перешагнули даже максимум 2021 года), тем самым сохранив стабильность национальной валюты. Сдерживаем рост цен. Продовольственную безопасность обеспечили в полной мере, вырастив лучший урожай зерновых за последнее пятилетие. И никакой голод нам не страшен, свои продукты продаем по всему миру».
Есть конечно те, кто не жирует. И зарплаты у нас разные. Так зарплаты надо зарабатывать, а не получать. Сначала учиться, а затем работать. Другое дело, что государство должно обеспечить работой. У нас же не Европа. Так вот в каждом районе должен появиться свой инвестпроект — градообразующая изюминка. И в условиях, когда у России, у которой есть деньги, но нет западных аналогов, мы можем сделать эти предприятия. Просто надо работать. IТ, науке, производству. Постараться прыгнуть выше своей головы. Той же Гродненской области. Или БНБК, БЕЛАЗу, которые стали визитным карточками Минщины. Нужно шевелиться. Это наказ и тем, кто в офисах, в цехах, в полях. Пока белорусы в свои законные выходные отдыхали, Лукашенко был на высоте – во время облета проинспектировал посевную. С такой высоты (в том числе политического опыта) понятнее: лучше воевать в поле.
В Китае все корпорации — под крышей государства. И это не мешает им развиваться и наступать на пятки экономики, падающей, как Байден на трапе самолета.