Как сэкономить 3 тыс. рублей? Съездили в необычный пункт проката в Несвиже

Проходим через коридор, минуя кабинеты, и останавливаемся перед небольшой дверью, рядом с которой табличка — «Пункт проката ТССР». Что скрывается за этой странной аббревиатурой, стало понятно, когда зашли внутрь. Вдоль стен — технические средства социальной реабилитации: детские и взрослые костыли, ходунки, инвалидные коляски, трости. На столике рядышком — матрасы от пролежней, массажеры, которые так необходимы тем, кого подкосил инсульт. Здесь каждый предмет не просто инвентарь, а чья-то история. Одни вещи после года пользования возвращают со словами: «Спасибо, уже на своих двоих ходим», другие приносят обратно со слезами: «Возьмите, больше пользоваться некому…»

Экономия в 3000 рублей
Говорят, знал бы, где упасть, соломки бы подстелил. Это выражение чаще используют в переносном смысле, но в нашем случае можно и в прямом. Вот идет человек, никого не трогает, никакого подвоха не ожидает, но… «поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс».
Это, так сказать, стандартный сценарий. А если переломов несколько и они настолько сложные, что процесс восстановления может занять продолжительное время? «Ногами» на этот период может стать инвалидное кресло. Его обязательно изготовят на специальном заводе — по габаритам пациента, с учетом его веса. Проблема лишь в том, что ждать такое придется около полугода. Конечно, можно на это время купить новое или даже «бэушное» — но все равно дорого! И что остается? Шесть месяцев безвылазно находиться дома, лежать в кровати?
— Девочки, все справочки на руках, печати есть… Приехала забирать нашу «машину»! — впопыхах говорит Татьяна, указывая на инвалидное кресло.

По размеру оно скорее подойдет ребенку, чем взрослому. Поинтересовались у женщины, кому необходимо такое «транспортное средство».
— Дочке! Дашке моей 15 лет, она необыкновенно активный и любознательный подросток. Но случилась неприятность: основное заболевание дало осложнение, в результате пострадали тазобедренные суставы. Пока проходим лечение, врачи запретили какую-либо нагрузку на ноги. А ведь девочке хочется и в городе погулять, и в магазин с мамой сходить. Вначале думали, что Даша сможет понемногу передвигаться с помощью трости, но ей это было тяжело. Костыли тоже не подошли.
Татьяна признается: новость о том, что дочери на время лечения придется пересесть в инвалидное кресло, восприняла нормально. Однако никак не ожидала, что под заказ его будут изготавливать несколько месяцев.
— Это очень долго! — говорит она. — Я уже было хотела купить что-нибудь временное, чтобы дочка ездила, но посмотрела на цены — и испытала настоящий шок: надо заплатить минимум 3000 рублей. Ладно, думаю, отжалею такие деньги на коляску. А с другой стороны: что потом с ней делать, когда придет наша, с завода?
Спасение пришло внезапно.
— Помню, ехала из Минска, переваривала все, что услышала от врача, и думала, как решать вопрос с инвалидной коляской для Дашеньки. А тут звонок от знакомого: «Чего переживаешь? При нашем территориальном центре соцобслуживания есть пункт проката таких средств. Подъедь, уточни, на месте все узнаешь».
Ежемесячно в пункт проката технических средств социальной реабилитации Несвижского ТЦСОН обращается в среднем 15-20 человек.
Татьяна так и сделала. Признается, что не сразу поверила тому, о чем услышала. Оказывается, при наличии необходимых справок можно взять напрокат хоть инвалидное кресло, хоть костыли. Абсолютно бесплатно. На полгода, на год — на сколько нужно.
— Для меня такая услуга стала спасением! Если бы не прокат, пришлось бы покупать дочери инвалидную коляску. Когда твой ребенок сидит и смотрит через окошко во двор, где гуляют детки, все бы сделал, чтобы изменить ситуацию. И ничего не пожалеешь. Искала бы те самые три тысячи… К счастью, не понадобилось.
«Самые ходовые» ходунки
Подобного рода истории в отделении социальной реабилитации и абилитации инвалидов Несвижского ТЦСОН, на базе которого и работает пункт проката технических средств социальной реабилитации (ТССР), слышат каждый день. Здесь как ироничные рассказы, так и довольно грустные.
— «Оступился на лестнице», «почувствовала резкую боль в ногах», «колени ноют, с трудом могу передвигаться». Ноги — опора всего тела, и с возрастом они становятся особенно уязвимыми. Хотя порой пожилые люди не хотят сами себе в этом признаваться: «Начну ходить с тростью — значит, постарела!» Но потом понимают, что без палочки — никуда, — рассказывает специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации и абилитации инвалидов Несвижского ТЦСОН Татьяна Жуковец. — Молодежь и люди среднего возраста тоже не застрахованы от травм и переломов. На этот период «свои две» надо заменить теми же костылями. Хорошо если у знакомых есть — кто-то обязательно одолжит. А если нет? Вот и обращаются к нам.

В месяц, по словам специалиста, приходит человек 15-20. Берут напрокат разное: один — трость, второй — инвалидную коляску, третий — ходунки. Последние так вообще самый ходовой товар. Кто-то выбирает с колесиками, чтобы проще и быстрее было передвигаться. А кто-то не хочет рисковать и предпочитает стандартную модель.
Сегодня в пункте проката более 120 единиц различных средств реабилитации: инвалидные коляски, ходунки, костыли подмышечные и локтевые, трости, массажные коврики, массажеры, эспандеры…
— Гордимся, что у нас есть противопролежневый матрас, медицинская кровать с электроприводом (правда, она сейчас у лежачего больного), — поясняет Татьяна Жуковец.

Для наших подопечных средства реабилитации не просто инвентарь. Это возвращение себе части свободы, чувства контроля над собственной жизнью. Это радость, которую они ощущают, преодолевая, казалось бы, непреодолимое.
Татьяна Жуковец
С одной стороны, «более 120 единиц» звучит солидно, но порой случается так, что человек пришел за теми же ходунками, а их разобрали, все на руках. В таком случае придется подождать. Как только техсредство будет в наличии — об этом обязательно оповестят. Такое ожидание может растянуться, самое большее, на несколько недель, максимум месяц.

— Ситуации разные: кому-то ходунки или костыли становятся не нужны, их возвращают даже раньше срока, на который брали. Также периодически пополняем свой фонд благодаря спонсорам. За первый квартал этого года, к примеру, нашли 2000 рублей спонсорской помощи, приобрели на них шесть пар костылей. Все они ушли очень оперативно: востребованы!
По словам специалистов отделения социальной реабилитации и абилитации инвалидов Несвижского ТЦСОН, в роли спонсоров чаще всего выступают представители бизнеса. Не так давно один из ипэшников перечислил учреждению энную сумму на покупку костылей и ходунков. А позже оказалось, что его мама сама является клиентом пункта проката.
Раньше и местные жители отдавали в пункт проката средства реабилитации, ставшие ненужными после смерти близких. Ведь в противном случае ТССО пылились бы в кладовках, занимая место и не принося пользы. А так они еще послужат другим людям, нуждающимся в поддержке.
— И сегодня отдают безвозмездно те же ходунки, трости, но гораздо реже, — признается специалист.
Куда скейт не забирался…
Пункт проката технических средств на базе Несвижского ТЦСОН работает более 10 лет, но именно в здании отделения социальной реабилитации и абилитации инвалидов — около двух лет. Его адрес знает добрая половина города.

— Не скажу, что наши основные клиенты — пенсионеры, хотя их действительно много. И самый пик обращений приходится на зимний период. Типичный жизненный пример: пожилой человек поскользнулся, сломал шейку бедра. Вначале он нуждается в уходе, а затем, к примеру, в ходунках, чтобы самостоятельно перемещаться, — отмечает Татьяна Жуковец. — Сегодня купить такие не проблема, но ведь надо отдать 250 рублей минимум. Для человека, который живет на одну пенсию, и помочь ему некому, это может быть проблемой.
Летом самые частые клиенты пункта проката — дети и подростки, вернее их родители. Тут все понятно: каникулы, ребятня жаждет приключений. Мальчишки и девчонки сломя голову носятся на самокатах и скейтах. Порой школьники забираются на совсем не предназначенные для катания места. Падают, травмируются. Некоторые получают серьезные переломы голени, стопы…
— Для детей тоже выбор неплохой. Есть подмышечные, локтевые костыли, которые регулируются под рост ребенка, поэтому никакого дискомфорта он не испытывает. И ходунки детские имеются, инвалидные коляски.
Каждый человек, который обратился в пункт проката за средствами реабилитации, несет материальную ответственность за их сохранность. То есть он должен вернуть, например костыли или коляску, в том виде, в котором взял.

По словам Татьяны Жуковец, взять технические средства социальной реабилитации любой житель города и района может сроком на год. Хотя некоторые просят всего на 3-4 месяца: мол, у меня травма несерьезная, быстро стану не свои две. Правда, нередки случаи, когда года недостаточно: что-то пошло не так, перелом не срастается, боль не проходит. Это не проблема, потому что договор можно продлить и пользоваться средством реабилитации дальше.
Победа над беспомощностью
…Алексей попал в аварию, после которой долго восстанавливался. Не хотел быть обузой родным. Сначала передвигался в инвалидном кресле, потом перешел на ходунки. Недавно вернул в пункт проката трость —больше не нужна! У Алены муж сломал пятку — на какое-то время его опорой станут костыли. Социальный работник Марина пришла за ходунками для своей подопечной. Говорит, ее бабушка уже давно «на группе с ногами», но недавно ей стало хуже. А пенсионерка активная, на месте не посидит.
Сильно ударил, в первую очередь по опорно-двигательной системе, ковид. Многие из тех, кто относительно легко перенес его, впоследствии стали жаловаться на слабость, боли в ногах. Как результат, количество нуждающихся в средствах реабилитации возросло.
Сколько еще людей придут в пункт проката сегодня, сколько такого рода историй будет завтра, послезавтра — специалисты Несвижского ТЦСОН не знают. Они скромно говорят о себе, что не в силах вылечить тело, но в состоянии дать каждому своему подопечному опору и уверенность в завтрашнем дне. Ведь когда человек понимает, что может сам дойти до кухни или сходить в магазин, это становится не бытовой задачей, а настоящей победой. Победой над беспомощностью, над страхом, над изоляцией. И в этой маленькой, но такой важной победе кроется огромная сила жить дальше.

Справка:
Социальные услуги по временному обеспечению техническими средствами реабилитации предоставляются:
*инвалидам I и II группы на основании заключения ВКК либо действующей индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида;
* гражданам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, на основании медсправки о состоянии здоровья;
*иным гражданам, обратившимся в пункт проката, т. е. лицам, которые представляют интересы нуждающихся в ТССР (родителям, опекунам, соцработникам и др.).
Рекомендуем

