23°
Меню

Кто в стране ГОСТов бенефициар «похорон» сельпо, и научат ли ретейлеры кооперацию кооперироваться?

Торговля
Фото: архив МП

Вера без дел мертва. А все остальное? Вера в нашу историю, в нашу страну, людей, будущее? Наконец — в себя? Ох, я сейчас затянул бы словесную оду патриотизму. Но кого сегодня этим удивишь? Надо конкретно и желательно приземленнее.

В локациях нынче мейнстримного общества потребления. Вас не окрыляют строки Короткевича? Вы без замирания сердца смотрите на обелиск Победы? Не бегают мурашки, когда звучит Гимн? Вам неинтересны узоры неглюбского рушника и седые легенды белорусских замков? Вы даже не хотите посетить белорусский Лазурный берег? Ну, тогда идите вы… в магазин.

Торговля

Молоко Родины «в молоко»

«С молоком матери». Сколько любви и глубины в этих словах! Неразрывная связь с родителями, родом, Родиной. В этих словах — уважение к мозолистым рукам предков-земледельцев, которые засевали нашу землю зерном жизни. Здесь преклонение перед подвигом тех, кто, изнемогая от боли, продолжал держать в мускулистых руках меч, не ради захвата чужих наделов, но ради сохранения своего Эдема для потомков, нас с вами.

Никто не откажется от молока матери. Тогда почему мы отказывались от молока Родины? Это я ради образа. Но смысл тот же. Как мы готовы были заморским гнильем забросать свои товары с советскими ГОСТами. Делали же так. Повелись на красочную упаковку, на продукты с искусственными вкусовыми добавками.

Давайте еще раз посмотрим на эту продуктовую ловушку. Упаковка — яркая, содержание — фейковое. В колбасе — добавки со вкусом мяса.

А их экспортная политическая модель разве не такая же? Упакована — красиво. Все по шарповским, цэрэушным технологиям. Самое дорогое в этом экспортном варианте демократии — обертка. В природе как? Чем ядовитее змея, тем ярче ее окрас. Содержимое — яд. Это как с напитками-концентратами ультрамариновых цветов. Чтобы не отравиться, родители должны были сдерживать. Родительским контролем можно назвать и реакцию на выходки 20-го года.

Свой политический рынок мы все-таки защитили успешнее, чем потребительский. Ну, конечно, реклама сделала свое дело. Кстати, наперсточные уловки в продвижении жвачки и мыльных пузырей от политики — схожи. Продают.

Торговля

Вы в драке за кого будете-то, за своих или чужих? А чего в торговой-то драке электорально поддерживаем чужих? Глобалисты раньше завоевывали жизненное пространство — территории аборигенов. Сейчас они завоевывают пространство торговых полок. Поэтому любой батончик с райским наслаждением теперь троянский конь. Реально же российский потребитель — рефлексировал по санкционке: любимые батончики пропали, нет 50 названий сыров. Страна воюет с 50 странами. А им плесени на сырах недостает!

Скажи мне, что ты пьешь и ешь, и я скажу, чьему солдату ты покупаешь патроны. Все просто. Доходы от покупок облагаются налогами. Налоги идут на оборонку. Или новый асфальт. Когда мы сокрушались, а чего дорога не ухожена, остановка не отремонтирована, почему МРТ так долго ждет малая родина, надо было вспомнить поезда челноков в Польшу и переполненные электрички на нецивилизованные жовто-блакитные «ринки». Доллары целыми составами вывозили.

Глобализация — типа стандартизация, чтобы все покупали одно и то же. Продукты транскорпораций. Даже не покупали — потребляли. Речь не только про чизбургеры и бренды одежды.

Каждый раз выбирая в ЦУМе, «Столице» или «Арена-сити» большой и обезличенный западный бренд, мы приближаем торжество диктатуры однообразия. Наша лояльность — это их победа. Это их рабочие места, средства на развитие, а еще метод манипулирования и инструмент войны.

Президент предупреждал: грядет драка. Теперь она идет. Транскорпорации слопали и не поперхнулись многими производителями. В том числе ковид тому способствовал. Но все об этом забыли. И критику Батьки тоже забыли. И про то, как смеялись над инициативами  Лукашенко по концепции импортозамещения, тоже забыли. Смеялись — а он воплощал в жизнь потребительскую НЕЗАВИСИМОСТЬ.

Торговля

Теперь на некогда польский деликатес бочок никто не смотрит. И космос в машиностроении не удивляет. Беспилотники с плугами — тракторы, впрочем, и боевые БПЛА осваиваем. Электрокар-кабриолет тоже есть. А есть ли понимание, что пора поддерживать своих?

Нас стращали штрих-кодами. Так вот, действительно, за всеми полосками с цифрами, что не начинаются с 48 (это наше сочетание), скрывается опасность. Мы теряем культурные коды. Бабкой мы теперь не угощаем друг друга. Теперь мы заказываем пиццу. Вместо свежины — шаурма. Какой кисель или компот? Только смузи!

Даешь изобилие!

Потребительский патриотизм — это движение в обе стороны. Время, когда было достаточно указать на упаковке «Зроблена ў Беларусі», ушло. И билборды «Беларускае самае маё» — тоже уже не очень крашево. Потребительскую любовь к своему надо подогревать заботой о покупателе.

С едой у нас все понятно. Вкусная и качественная. Хотя не все так понятно. В Минске, Бресте, Мозыре —  изобилие на полках. А в деревне? А в глуши? Там ведь тоже люди в основном уже уважаемого возраста. Они же ситуацию в стране оценивают не по интернет-вбросам, а по содержанию «магазина на колесах». Почему сельпо остается в ХХ веке, а когда нерентабельный магазин закрывают, — на его месте возникает филиал крупной торговой сети?

Неужто такие сельпо специально банкротят? Сколько раз слышал жалобы от самих продавцов: заказываешь ходовой товар — не везут.

Отдельная тема — взаимодействие. Разбились на райпо. У каждого  свой штаб управления, свой счет. Так научитесь взаимодействовать, что ли! Например, у соседей пекут отменный хлеб. Его люди сметают с полок. Почему бы не продавать такой продукт? Нет, его можно купить только у частника. Так с селедкой, соленьями, колбасами. Со всем. Частная торговля научила и потребительскую кооперацию улыбаться. Научат ли ретейлеры кооперацию кооперироваться? Вопрос открыт.

Нужно учредить в стране день патриотического потребителя или объявить конкурс, кто больше купил белорусского.

Торговля

Свое для своих

Но не хлебом единым живет потребительский патриотизм. С промышленными товарами сложнее. За эти годы одежда стала разнообразнее. И обувь, и платья, и костюмы. Красивым белорусским женщинам нужна красивая огранка. Только почему нельзя наших кутюрье привлечь к созданию коллекций и образов для масс-маркета? Надо создавать свои имена! Нужна агрессивная реклама!

Вот вам лайфхак. Наши модели рекламируют нашу одежду в наших интерьерах/ландшафтах. От Мирского замка до Беловежской пущи. Сейчас разнообразием шмотья не удивишь. Сейчас интерес к брендам и историям.

Хватит уже гоняться за надписью на  майке ZARA. У нас своя заря есть. По-белорусски — «Світанак». Жаль, что только мало своих аутентичных названий.

Есть примеры национализации брендов. Мерч Первого — да, «Столица» стала белорусской. И надо не останавливаться. В секциях «Белорусское» — создавать историю. Красочную и запоминающуюся.

Мерч

В ближайшие пять лет в каждом регионе РФ откроются торговые дома белорусских производителей.

Но отдельная тема — цены. Иногда польский санкционный диван дешевле такого же из белорусских цехов. Да, на диване нашим брендам рано почивать. Пора прибыль зарабатывать не дельтой между  себестоимостью и конечной цифрой на ценнике, а объемом продаж. И использовать финансовый инструмент: наши банки поддерживают нашу продукцию. Кредиты и лизинги. Но надо, чтобы это звучало из каждого утюга.

Плюс сама торговля. Я выбираю отечественный телевизор. А они мне рекомендуют импортный… Сервис — ахиллесова пята продвижения белорусского. Реально.

Сейчас все ломается. Такая современная философия у производителей: конвейер потребления.

Но сколько часов или дней комбайнерам приходится ждать в поле шестеренку к Claas Lexion, а сколько — к нашим полесским «12» или «16»? Ситуация под контролем у Первого и у губернаторов. Понятно, сельхозкооперативы услышат и заметят.

А что с обычным потребителем? Запчасть к качелям из Могилева понадобилась. Не ждите, они нам ничего не поставляют, отвечают в столичных универмагах. А что делать обладателю этого товара в райцентре? Неужели нельзя наладить обратную связь с покупателем?

Более трех тысяч контрактов на общую сумму свыше 80 млрд рублей заключили с белорусскими партнерами с конца марта 2022 года предприятия из 67 субъектов РФ.

Мы готовы покупать и использовать свое. Белорусы хотят отдыхать на Родине: более 90% жителей рассматривают Беларусь как место возможного отдыха. Около 30% наших соотечественников путешествуют по стране несколько раз в год.

На 13% по итогам 2022 года продемонстрировала рост торговля между Россией и Беларусью. При этом российский импорт вырос на 41%.

…Финальное заключение можно было бы скопипастить из Библии: «…пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя». Тут, понятно, глубиннее, чем о потребительском патриотизме. Здесь вообще о патриотизме. Надеюсь, День Независимости отметили сугубо в границах потребительского патриотизма — отечественным хлебосольем и с отечественной музыкой. Ну, хотя бы на восемьдесят процентов. За двадцать, как сказал Первый, мы еще поборемся.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59