Кто в стране ГОСТов бенефициар «похорон» сельпо, и научат ли ретейлеры кооперацию кооперироваться?
Вера без дел мертва. А все остальное? Вера в нашу историю, в нашу страну, людей, будущее? Наконец — в себя? Ох, я сейчас затянул бы словесную оду патриотизму. Но кого сегодня этим удивишь? Надо конкретно и желательно приземленнее.
В локациях нынче мейнстримного общества потребления. Вас не окрыляют строки Короткевича? Вы без замирания сердца смотрите на обелиск Победы? Не бегают мурашки, когда звучит Гимн? Вам неинтересны узоры неглюбского рушника и седые легенды белорусских замков? Вы даже не хотите посетить белорусский Лазурный берег? Ну, тогда идите вы… в магазин.
Молоко Родины «в молоко»
«С молоком матери». Сколько любви и глубины в этих словах! Неразрывная связь с родителями, родом, Родиной. В этих словах — уважение к мозолистым рукам предков-земледельцев, которые засевали нашу землю зерном жизни. Здесь преклонение перед подвигом тех, кто, изнемогая от боли, продолжал держать в мускулистых руках меч, не ради захвата чужих наделов, но ради сохранения своего Эдема для потомков, нас с вами.
Никто не откажется от молока матери. Тогда почему мы отказывались от молока Родины? Это я ради образа. Но смысл тот же. Как мы готовы были заморским гнильем забросать свои товары с советскими ГОСТами. Делали же так. Повелись на красочную упаковку, на продукты с искусственными вкусовыми добавками.
Давайте еще раз посмотрим на эту продуктовую ловушку. Упаковка — яркая, содержание — фейковое. В колбасе — добавки со вкусом мяса.
А их экспортная политическая модель разве не такая же? Упакована — красиво. Все по шарповским, цэрэушным технологиям. Самое дорогое в этом экспортном варианте демократии — обертка. В природе как? Чем ядовитее змея, тем ярче ее окрас. Содержимое — яд. Это как с напитками-концентратами ультрамариновых цветов. Чтобы не отравиться, родители должны были сдерживать. Родительским контролем можно назвать и реакцию на выходки 20-го года.
Свой политический рынок мы все-таки защитили успешнее, чем потребительский. Ну, конечно, реклама сделала свое дело. Кстати, наперсточные уловки в продвижении жвачки и мыльных пузырей от политики — схожи. Продают.
Вы в драке за кого будете-то, за своих или чужих? А чего в торговой-то драке электорально поддерживаем чужих? Глобалисты раньше завоевывали жизненное пространство — территории аборигенов. Сейчас они завоевывают пространство торговых полок. Поэтому любой батончик с райским наслаждением теперь троянский конь. Реально же российский потребитель — рефлексировал по санкционке: любимые батончики пропали, нет 50 названий сыров. Страна воюет с 50 странами. А им плесени на сырах недостает!
Скажи мне, что ты пьешь и ешь, и я скажу, чьему солдату ты покупаешь патроны. Все просто. Доходы от покупок облагаются налогами. Налоги идут на оборонку. Или новый асфальт. Когда мы сокрушались, а чего дорога не ухожена, остановка не отремонтирована, почему МРТ так долго ждет малая родина, надо было вспомнить поезда челноков в Польшу и переполненные электрички на нецивилизованные жовто-блакитные «ринки». Доллары целыми составами вывозили.
Глобализация — типа стандартизация, чтобы все покупали одно и то же. Продукты транскорпораций. Даже не покупали — потребляли. Речь не только про чизбургеры и бренды одежды.
Каждый раз выбирая в ЦУМе, «Столице» или «Арена-сити» большой и обезличенный западный бренд, мы приближаем торжество диктатуры однообразия. Наша лояльность — это их победа. Это их рабочие места, средства на развитие, а еще метод манипулирования и инструмент войны.
Президент предупреждал: грядет драка. Теперь она идет. Транскорпорации слопали и не поперхнулись многими производителями. В том числе ковид тому способствовал. Но все об этом забыли. И критику Батьки тоже забыли. И про то, как смеялись над инициативами Лукашенко по концепции импортозамещения, тоже забыли. Смеялись — а он воплощал в жизнь потребительскую НЕЗАВИСИМОСТЬ.
Теперь на некогда польский деликатес бочок никто не смотрит. И космос в машиностроении не удивляет. Беспилотники с плугами — тракторы, впрочем, и боевые БПЛА осваиваем. Электрокар-кабриолет тоже есть. А есть ли понимание, что пора поддерживать своих?
Нас стращали штрих-кодами. Так вот, действительно, за всеми полосками с цифрами, что не начинаются с 48 (это наше сочетание), скрывается опасность. Мы теряем культурные коды. Бабкой мы теперь не угощаем друг друга. Теперь мы заказываем пиццу. Вместо свежины — шаурма. Какой кисель или компот? Только смузи!
Даешь изобилие!
Потребительский патриотизм — это движение в обе стороны. Время, когда было достаточно указать на упаковке «Зроблена ў Беларусі», ушло. И билборды «Беларускае самае маё» — тоже уже не очень крашево. Потребительскую любовь к своему надо подогревать заботой о покупателе.
С едой у нас все понятно. Вкусная и качественная. Хотя не все так понятно. В Минске, Бресте, Мозыре — изобилие на полках. А в деревне? А в глуши? Там ведь тоже люди в основном уже уважаемого возраста. Они же ситуацию в стране оценивают не по интернет-вбросам, а по содержанию «магазина на колесах». Почему сельпо остается в ХХ веке, а когда нерентабельный магазин закрывают, — на его месте возникает филиал крупной торговой сети?
Неужто такие сельпо специально банкротят? Сколько раз слышал жалобы от самих продавцов: заказываешь ходовой товар — не везут.
Отдельная тема — взаимодействие. Разбились на райпо. У каждого свой штаб управления, свой счет. Так научитесь взаимодействовать, что ли! Например, у соседей пекут отменный хлеб. Его люди сметают с полок. Почему бы не продавать такой продукт? Нет, его можно купить только у частника. Так с селедкой, соленьями, колбасами. Со всем. Частная торговля научила и потребительскую кооперацию улыбаться. Научат ли ретейлеры кооперацию кооперироваться? Вопрос открыт.
Нужно учредить в стране день патриотического потребителя или объявить конкурс, кто больше купил белорусского.
Свое для своих
Но не хлебом единым живет потребительский патриотизм. С промышленными товарами сложнее. За эти годы одежда стала разнообразнее. И обувь, и платья, и костюмы. Красивым белорусским женщинам нужна красивая огранка. Только почему нельзя наших кутюрье привлечь к созданию коллекций и образов для масс-маркета? Надо создавать свои имена! Нужна агрессивная реклама!
Вот вам лайфхак. Наши модели рекламируют нашу одежду в наших интерьерах/ландшафтах. От Мирского замка до Беловежской пущи. Сейчас разнообразием шмотья не удивишь. Сейчас интерес к брендам и историям.
Хватит уже гоняться за надписью на майке ZARA. У нас своя заря есть. По-белорусски — «Світанак». Жаль, что только мало своих аутентичных названий.
Есть примеры национализации брендов. Мерч Первого — да, «Столица» стала белорусской. И надо не останавливаться. В секциях «Белорусское» — создавать историю. Красочную и запоминающуюся.
В ближайшие пять лет в каждом регионе РФ откроются торговые дома белорусских производителей.
Но отдельная тема — цены. Иногда польский санкционный диван дешевле такого же из белорусских цехов. Да, на диване нашим брендам рано почивать. Пора прибыль зарабатывать не дельтой между себестоимостью и конечной цифрой на ценнике, а объемом продаж. И использовать финансовый инструмент: наши банки поддерживают нашу продукцию. Кредиты и лизинги. Но надо, чтобы это звучало из каждого утюга.
Плюс сама торговля. Я выбираю отечественный телевизор. А они мне рекомендуют импортный… Сервис — ахиллесова пята продвижения белорусского. Реально.
Сейчас все ломается. Такая современная философия у производителей: конвейер потребления.
Но сколько часов или дней комбайнерам приходится ждать в поле шестеренку к Claas Lexion, а сколько — к нашим полесским «12» или «16»? Ситуация под контролем у Первого и у губернаторов. Понятно, сельхозкооперативы услышат и заметят.
А что с обычным потребителем? Запчасть к качелям из Могилева понадобилась. Не ждите, они нам ничего не поставляют, отвечают в столичных универмагах. А что делать обладателю этого товара в райцентре? Неужели нельзя наладить обратную связь с покупателем?
Более трех тысяч контрактов на общую сумму свыше 80 млрд рублей заключили с белорусскими партнерами с конца марта 2022 года предприятия из 67 субъектов РФ.
Мы готовы покупать и использовать свое. Белорусы хотят отдыхать на Родине: более 90% жителей рассматривают Беларусь как место возможного отдыха. Около 30% наших соотечественников путешествуют по стране несколько раз в год.
На 13% по итогам 2022 года продемонстрировала рост торговля между Россией и Беларусью. При этом российский импорт вырос на 41%.
…Финальное заключение можно было бы скопипастить из Библии: «…пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя». Тут, понятно, глубиннее, чем о потребительском патриотизме. Здесь вообще о патриотизме. Надеюсь, День Независимости отметили сугубо в границах потребительского патриотизма — отечественным хлебосольем и с отечественной музыкой. Ну, хотя бы на восемьдесят процентов. За двадцать, как сказал Первый, мы еще поборемся.