LADA и XCITE: рассуждаем о перспективах российских автобрендов в Беларуси
Наверняка, на постсоветском пространстве нет более узнаваемой марки автомобилей, чем ВАЗ/«Лада». Некогда машины, именуемые в народе «Жигулями», были самыми желанными у граждан великой и неделимой страны – СССР.
С 1966 года, а именно тогда был основан Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в Тольятти, много воды утекло. За время своего существования, предприятие познало взлеты и падения, переход из государственных рук в частные и даже под контроль международного альянса Renault-Nissan, который вывел ее продукцию на качественно новый уровень. Сегодня, пройдя через все автомобильные штормы и справившись с различными санкциями, акционерное общество «АВТОВАЗ» снова на 100% российская компания, продолжающая выпускать довольно современные авто.
В Беларуси и РФ машины LADA до сих пор любят за относительно невысокие цены, доступность запчастей к ним, неприхотливость, простоту в ремонте и обслуживании. Да, сегодня авторынок не тот, что был при советах, у покупателя широчайший выбор, однако волжские машины все еще пользуется стабильным спросом.
ВАЗ – сегодня и завтра
С января 2019 года в Беларуси функционирует новая региональная сеть LADA, в рамках которой осуществляется продажа и обслуживание всего модельного ряда компании согласно корпоративным стандартам. Всего в стране 13 официальных дилерских центров АО «АВТОВАЗ» (4 из них находятся в Минске).
Российский автопроизводитель предлагает белорусским автолюбителям почти всю свою модельную линейку (за исключением спортивных модификаций и некоторых кузовов) – Granta (с кузовом лифтбек), Vesta (с кузовами седан, SW и SW Cross), Niva Legend, Niva Travel и Largus (с кузовами универсал и фургон).
Наибольшим спросом пользуются «Весты» и «Гранты», что не удивительно – Vesta – довольно комфортабельный, удобный и практичный автомобиль, а «Гранта» до сих пор остается самым дешевым новым авто.
Интересно, что новые «ЛАДЫ» в Беларуси стоят дешевле, чем в России. Связано это с тем, что авторынок РБ устроен несколько по-другому: здесь очень высокая конкуренция и много недорогих автомобилей с пробегом из Европы. «АВТОВАЗу» приходится демпинговать, чтобы привлечь покупателей.
Несмотря на то, что ключевым рынком для ВАЗа является российский, перспективные новинки автозавода доберутся и до Беларуси. В следующем году в салонах дилеров, вероятно, появится компактная машина Iskra – она займет нишу между моделями Granta и Vesta, и будет доступа с различными кузовами и моторами мощностью 90 и 106 л.с. Представители завода обещают, что «Искра» станет почти полностью технологически независимым автомобилем – количество комплектующих из недружественных стран сведут к минимуму. А вот некоторые детали, произведенные в Беларуси, в модели могут со временем появиться.
Небольшими партиями в конце года текущего в нашу страну могут начать завозить внедорожники LADA Niva Sport, построенные на базе трехдверки Niva Legend, но отличающиеся от нее более мощным мотором, измененным салоном, усиленной подвеской и тормозной системой, а также наличием внедорожных атрибутов – внешнего воздухозаборника, «злой» резины, силовых порогов, расширителей колесных арок и др.
Через год-полтора в продажу скорее всего пойдет (если у ВАЗа все будет по плану) электрический внедорожник LADA e-Niva, концептуальная версия которого была представлена на ПМЭФ в Санкт-Петербурге в минувшем июне. Конкурировать машине придется с перспективным белорусским кроссовером BELGEE eX50, серийное производство которого стартует совсем скоро.
Как видим, бренд LADA занимает пусть и не гигантскую, но вполне освоенную и стабильную нишу на рынке Республики. И планирует развиваться и предлагать покупателям свои новые разработки.
XCITE – темная лошадка
Еще несколько месяцев назад никто знать не знал про марку «Иксайт», а сегодня эти машины уже довольно активно продаются в дилерских центра LADA в РФ.
Бренд XCITE был представлен 30 января 2024 года и пока располагает только одной моделью – X-Cross 7. Спрашивается – при чем тут АВТОВАЗ? Все просто – новые машины собираются на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а предприятие это передано под контроль тольяттинского автогиганта. Изначально новинку планировалось продавать под названием LADA, но позднее было принято решение о создании нового яркого бренда.
Так что же, X-Cross 7 – уникальная российская разработка? К сожалению, нет. Пока он — Chery Tiggo 7 Pro, но только с оригинальными эмблемами: ВАЗ договорился с концерном Chery о сборке данного кроссовера на своих мощностях. Теперь в российской модельной линейке китайской компании Tiggo 7 Pro нет (а есть более современный Tiggo 7 Pro Max), а волжский завод обещает со временем увеличить уровень локализации производства X-Cross 7, чтобы меньше зависеть от фирмы из поднебесной.
XCITE X-Cross 7 – типичный переднеприводный городской кроссовер, оснащенный 1.5-литровым 147-сильным бензиновым двигателем и вариатором. Машина доступна в двух комплектациях по цене от 2 499 000 RUB (около 91 173 BYN).
Стоит ли ждать появления нового российско-китайского кроссовера в Беларуси? Да, но не в ближайшие месяцы, а, возможно, в 2025 году. Все предпосылки для этого есть. Во-первых, модели Tiggo 7 Pro в ряду машин Chery в Беларуси тоже нет, а это значит, что китайцы не будут опасаться внутренней конкуренции и не станут вставлять палки в колеса ВАЗу в процессе вывода X-Cross 7 на рынок Республики. Во-вторых, планируемый высокий уровень локализации позволит тольяттинской компании и ее питерскому заводу обеспечить заказами поставщиков автомобильных комплектующих из Беларуси – это будет отличная и слаженная работа в рамках Союзного Государства. Конечно, есть еще и любимый всеми нами BELGEE X50, однако он стоит дешевле X-Cross 7 и более любим соотечественниками. Так что полноценными конкурентами машины вряд ли станут. А если и станут – так это благо для покупателей: хорошо, когда есть выбор.
Кстати, несколько дней назад АВТОВАЗ приступил к тестам еще одного кроссовера – полноприводного XCITE X-Cross 8, являющегося копией Chery Tiggo 8. Что ж, ожидаем нового игрока на рынке. Скучно, даже без машин из недружественных стран, автомобильному сообществу точно не будет!