Лишен звания и фронтовых наград. Трагическая история летчика Сергея Иванова
Гремела и полыхала Великая Отечественная война, когда супруги Ивановы, проживавшие в городе Вышний Волочок по улице Кирова, дом 145, квартира 3, родители летчика-истребителя Сергея Иванова получили Благодарственное письмо от командования истребительного авиационного полка:
«Здравствуйте, Евдокия Федоровна и Сергей Григорьевич! Посылаем Вам это письмо от имени воинской части, где служит Ваш сын. Спасибо Вам, дорогие. Вы вырастили мужественного и храброго сына, которым гордится вся наша страна. Сергей Сергеевич за один только день — 15 Февраля сбил 6 фашистских стервятников. Всего на его счету 18 сбитых немецких самолетов.
Храбрый летчик — гвардеец за отвагу и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Сейчас представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Пусть трудящиеся города В. Волочка гордятся своим земляком, героически защищающим свои Родину от фашистских поработителей.
С приветом, гвардии майор Пушкаревский».
На день присвоения гвардии лейтенанту Сергею Сергеевичу Иванову звания Героя Советского Союза — 1 июля 1944 года он воевал в должности заместителя командира авиационной эскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка и на его боевом счету было 126 боевых вылетов, 36 успешных воздушных боев, в ходе которых лично им было сбито 21 самолет врага .
Но его летная биография оборвалась трагически: Сергей Иванов и группа его боевых товарищей подорвались на немецкой мине в районе аэродрома базирования, и из госпиталя он вышел инвалидом — ему отрезали половину ступни ноги.
В мирной же жизни мужественный летчик-истребитель, Герой Советского Союза Сергей Иванов себя не смог найти, за совершенное преступление был осужден и лишен звания Героя и всех фронтовых наград, а будучи условно-досрочно освобожденным и став на путь исправления, трагически погиб в возрасте 40 лет.
Нынешняя зарисовка и будет посвящена сложной и трагической судьбе героя Великой Отечественной войны летчика Сергея Сергеевича Иванова.
О боевом пути летчика Сергея Иванова
В 1938 году Сергей Иванов окончил 8 классов школы в городе Вышний Волочок. С 1940 года служил в рядах Красной Армии, посвятил себя авиации, окончив Батайскую военную авиационную школу летчиков. С февраля 1942 года Сергей Иванов находился на фронтах Великой Отечественной войны, воюя на Южном фронте в составе 590-го истребительного авиаполка. В марте 1942 года Сергей Иванов был сбит над вражеской территорией, и в течение нескольких дней пробирался к своим.
Летом 1942 года летчики 590-го ИАП, в котором сражался Сергей Иванов, на самолетах И-16 и И-15 бис в оборонительных боях в небе Донбассе, затем Кавказа, летали до изнеможения. Полк тогда понес большие потери, и оставшийся летный состав был отправлен на переформирование. Летчики, летавшие до этого на И-16, остались истребителями, а вот летчиков «Чаек» направили на переучивание на Ил-2, во вновь формируемый штурмовой авиаполк. Так Сергей Иванов стал летчиком — штурмовиком, воевал смело, но стремился снова вернуться в истребители. И это ему удалось в конце 1943 года.
Первый боевой вылет на истребителе после длительного перерыва Сергей Иванов совершил 20 января 1944 года и был он не совсем удачным. Лишь через 3 дня, на 6-м боевом вылете, летчик одержал свою первую победу, уничтожив бомбардировщик Ju-87, в тот же день он записал на свой боевой счет и сбитый истребитель Me-109. Это было в небе над Крымом, и личный боевой счет Сергея Иванова рос очень быстро.
Так, 8 февраля Иванов снова сбивает, на этот раз FW-190.
— Черт его знает! — восхищался тогда механик его самолета Егор, и тоже Иванов. — Чем же ты их лупишь? На последнего ты только 4 снаряда истратил.
— А на них, гадюк, и 4-х жаль, — ответил Сергей Иванов, снова садясь в кабину.
И 10 февраля Иванов вернулся из боя с 2-мя победами! При патрулировании над полем боя он заметил группу «Юнкерсов» и тут же пошел на них в атаку. В момент выхода немецкого бомбардировщика из пикирования он поймал его в прицел и, открыв огонь с близкой дистанции, сбил двумя короткими очередями. Выйдя из атаки, Иванов заметил двух Me-109, которые вывалились из облачности. И он тут же пристроился к одному из них в хвост и открыл огонь. Это была его уже 8-я победа.
А 13 февраля пара Похлебаев — Иванов, при возвращении из разведки, заметили 4-х FW-190. Наши летчики атаковали нижнюю пару, и оба самолета врага были сбиты. В тот же день Иванов при вылете на перехват «Юнкерса» по сигналу, взлетел первым и повел группу. Приняв приказ со станции наведения, он нашел группу бомбардировщиков и сзади сверху сразил одного «Юнкерса» двумя очередями. В районе Керчи в тот же день он уничтожил второй FW-190.
14 февраля Иванов уничтожил Me-109.
15 Февраля в 4-х боевых вылетах одного дня Сергей Иванов сбивает 6 самолетов противника: 4 Me-109 и 2 FW-190! А историк советской авиации времен Великой Отечественной войны М. Быков в своих исследованиях указывает даже на 7 сбитых самолетов: 5 Me-109 и 2 FW-190.
Фронтовые газеты подробно описали победные боевые вылеты младшего лейтенанта Сергея Иванова в тот особо удачный для летчика февральский день, ссылаясь на рассказ командира эскадрильи старшего лейтенанта Похлебаева. Читаем:
«Солнце закрыло густыми тучами. Они как будто давят на землю. Я — с ведомым Дементеевым, Иванов — со Степановым. Подходим к линии фронта. Станция наведения нацеливает:
— Похлебаев, перехватите четверку, идущую к нашему переднему краю. Я оставляю Иванова с напарником под нижней кромкой облаков, а сам с Дементеевым иду вверх. Вдруг — слышу, Иванов передает по радио:
— Веду бой с четверкой «Мессеров».
Быстро снижаюсь и вижу: Иванов гонится за Mе-109, Степанов — за другим, а за ним увязались 2 других Me-109- Я моментально иду другу на выручку. С первой же атаки вгоняю немца в землю».
Уходя от атакующей сверху пары Похлебаева, вражеские самолеты, не приняв боя, свалились вниз на пару Иванова. Предупрежденный по радио командиром группы Иванов боевым разворотом вышел из-под удара. После неудачной атаки «Мессеры» оказались под ним. Резко развернувшись на 180 градусов, Иванов зашел в хвост одному из них и с дистанции 50 — 70 метров открыл огонь. Пылающий «Мессер» упал на землю. Завершив атаку, Иванов ушел в облака, где встретил еще пару Me-109. Немцы пытались зайти ему в хвост, но Иванов резко развернул машину и пошел в лобовую атаку на ведомого. Me-109, не приняв удара, стал разворачиваться со снижением и потерял высоту. Иванов, имея необходимый запас скорости, оказался выше пары Me-109. Он с левым разворотом зашел в хвост уходившей пары, быстро настиг ведомого Me-109 и с дистанции 70 — 50 метров прицельным огнем 3-мя очередями почти в упор расстрелял его. Тем временем И. Похлебаев с Б. Дементеевым охотились за FW-190. Дементеев первым заметил их и сверху атаковал ведущего. Тот, окутавшись дымом, «заковылял» и пошел к земле.
После первого воздушного боя пара Иванова, набирая высоту, зашла за облачность. Находившиеся в этом районе 2 Me-109, заметив появление наших истребителей, пытались зайти им в хвост.
Своевременно обнаружив противника и наблюдая за ним, Иванов резко развернулся на 180 градусов и пошел против «Мессеров» в лобовую атаку. Истребители противника, не приняв атаки, с левым разворотом и со снижением пытались уйти, но Иванов вместе со своим ведомым, имея превышение, догнал их и с дистанции 30 метров почти в упор расстрелял ведомого Me-109. Итак, 4 сбитых в одном бою! Так начался день. Через час после посадки группа в том же составе взлетела вновь. Погода улучшилась. Изредка проглядывает солнце. Me-109 в воздухе нет, но FW-190 ныряют в облачности, выбирая момент для бомбоудара по нашим войскам.
Теперь пара Иванов — Степанов находилась вверху на высоте 4000 метров, а пара Похлебаев — Дементеев — на 1000 метров ниже. Почти на параллельном курсе и на одной высоте были замечены 2 FW-190. Атаковать вражеские самолеты в таком положении не было смысла, так как они, своевременно заметив атаку, успели бы выйти из-под удара. Иванов решил прибегнуть к хитрости. Находясь в поле зрения противника и делая вид, что не замечает его, начал разворот вправо, имитируя уход на восток. Затем резким разворотом влево он вышел на курс противника, зашел ему строго в хвост и устремился в погоню. Немец проявил беспечность и не заметил грозившей ему опасности. Иванов с дистанции 100 метров открыл огонь и сбил его. Напарник фашиста поспешил удрать.
Продолжая барражировать, через 10 минут наши летчики заметили еще 2 истребителя врага. Противник попытался уйти в западном направлении. Иванов пошел с курсом 350 градусов (в сторону направления их полета), затем, резко развернувшись, взял курс на перехват. С расстояния 100 метров Иванов открыл огонь. Немец, маневрируя мелкими змейками, пытался со снижением выйти из-под удара, но Иванов продолжал преследование и, ведя непрерывный огонь, сбил еще один «Фоккер».
Отдохнув 55 минут, летчики вновь подняли машины в воздух. К полудню погода совсем ухудшилась. Горизонт подернулся густой дымкой. Четверка идет с набором высоты. Летчики радостно возбуждены. В районе патрулирования спокойно, противника не видно. Группа спускается ниже. Пара Иванова шла на высоте 2000 метров. На высоте около 800 — 1000 метров и южнее до 1 км, летчик замечает пару Me-109 и сообщает об этом Похлебаеву. Когда самолеты оказались на встречных и параллельных курсах, Иванов пропустил противника мимо, а затем, имея превышение по высоте, с резким разворотом вышел им в хвост. Немецкие летчики поздно заметили атаку и разворотом вправо пытались уйти. В этот момент Иванов с дистанции 30 метров сбил одного из них.
После 3-часового отдыха Иванов в составе группы Похлебаева в 4-й раз вылетел на прикрытие. Видимость еще более ухудшилась, но глаза Иванова, кажется, видят в облаках, он рвется в бой. Сделав несколько кругов на высоте 1500 метров, пара Иванова заметила четверку Me-109. Похлебаев по радио слышит его голос — «Вижу «Мессеров» и отвечает: «Бей, не упускай!» Истребители противника также обнаружили Иванова и разделились на 2 пары. Первая вскоре скрылась в нижнем ярусе облаков, а вторая правым разворотом пыталась имитировать свой уход на запад. Иванов на эту уловку не клюнул и, разгадав хитрость врага, решил атаковать скрывшуюся в облаках пару. Набрав высоту 2500 метров, он стал поджидать «Мессеров». Последние не заставили себя долго ждать. Обнаружив пару, набиравшую высоту с курсом 45 градусов, Иванов пошел на них в лобовую атаку. Немцы немедленно развернулись на запад и попытались уйти на свою территорию. Иванов на пикировании догнал один Me-109 и с дистанции 50 метров сбил его».
Надо сказать, что подобного боевого и такого успешного, результативного дня для летчика-истребителя не помнит история Военно-Воздушных Сил Красной Армии!
К вечеру того, такого успешного боевого дня, пошел дождь, и вылетов больше не было. Всего в этот день летчики полка сбили 9 самолетов. А общий боевой счет летчика Сергея Иванова достиг 18 лично уничтоженных самолетов врага. При этом 11 из них были сбиты за 3 дня! Поэтому, в этот же день Командующий 4-й Воздушной армией генерал Константин Вершинин, узнав о внушительной победе, награждает Похлебаева и Иванова орденами Красного Знамени, а партийная организация принимает Иванова кандидатом в члены ВКП(б).
Слава о бесстрашном летчике — истребителе Сергее Иванове разносится по всем фронтам. В газетах так оценивались слагаемые успеха и боевой почерк летчика: «Высокое летное мастерство. Неожиданные, стремительные и настойчивые атаки. Внезапность нападения, всегда атакует противника первым, решительно и упорно доводит свои атаки до конца, открывая губительный огонь с предельно малых дистанций. Умеет быстро и грамотно оценивать воздушную обстановку. Присуща военная хитрость и умение ввести противника в заблуждение».
О самом же летчике Сергее Иванове, журналистами так описывался его облик: «В нем все русское: и светлые льняные волосы, и серо — голубые глаза, и теплая добродушная улыбка. Взор его немного косит вверх, словно любуется небом. Нос ровный с горбинкой, губы плотно сжаты. Как и другие летчики, он любит повеселиться — широко по-русски».
И о впечатляющих боевых успехах летчика Сергея Иванова было доложено самому Главнокомандующему ВВС Красной Армии Главному маршалу авиации А. А. Новикову. И тот приказал подготовить наградной лист на присвоение летчику высшей награды страны, таким образом: за совершение 126 боевых вылетов, участие в 36 воздушных боях и за 19 лично сбитых самолетов противника лейтенант Сергей Сергеевич Иванов был удостоен звания Героя Советского Союза! Феноменальный взлет летчика за полгода войны после возвращения в истребительную авиацию!
Сам летчик же был полон боевого задора.
Но бесполезно нам загадывать о возможной дальнейшей боевой биографии летчика-истребителя Сергея Иванова. Да и ни к чему, фронтовая судьба распорядилась по-своему.
Трагедия на земле и как повернулась судьба летчика-героя
О случившемся и дальнейших событиях в жизни Сергея Иванова позже поведал его однополчанин Борис Дементеев:
«12 апреля 1944 года. Нам привезли обед на окраину аэродрома. Пока мы собрались — летчики, техники, — уже стало темнеть. Группа летчиков пошла через аэродром к столовой, часть — в обход. Шли группой. Вдруг мы услышали взрыв, кто-то задел немецкую мину — «лягушку», 7 человек было ранено. Летчик Воробьев умер, а Овечкину отрезали ногу. Иванов также оказался с тяжелым ранением в Краснодарском госпитале».
Из госпиталя Сергей Иванов вышел инвалидом. Так как началась гангрена, то ногу врачам удалось спасти, но половину ступни отрезали. Нога часто его не слушалась — ее внезапно сводила судорога. Он приезжал в полк, потом снова ложился в госпиталь. Летчику предложили штабную работу, он не согласился, и 25-летнего капитана Сергея Иванова уволили в запас. По окончании Великой Отечественной войны, его боевые товарищи, учитывая психологический надлом у Сергея Иванова, хотели помочь ему с трудоустройством или учебой в Москве, но он уехал к своим родителям в Вышний Волочок.
Здесь, в родном городе, некоторое время он занимал руководящий пост, но по причине появившейся алкогольной зависимости, с должности был снят. И боевой летчик, Герой Советского Союза Сергей Иванов, не найдя себя в послевоенной жизни, совершил правонарушение, за которое был осужден, лишен всех наград и званий. А в середине 50-х годов, после условно-досрочного освобождения Сергей Иванов проживал и работал рядовым электриком в городе Ржеве. Здесь он познакомился с женщиной Марией и они поженились в 1958 году.
Жизнь фронтовика-героя оборвал очередной трагический и нелепый случай. В тот сентябрьский вечер, 28 числа 1961 года, Сергей Сергеевич с женой возвращались вместе с работой. Ходил Иванов медленно из-за ноги, поэтому отправил жену вперед, домой, готовить ужин. Сам с сумками, нагруженными купленными продуктами, потихоньку стал перебираться через железнодорожные пути станции Ржев. Как назло, его сапог попал в стрелку и застрял там, к тому же у него судорогой свело раненую на фронте ногу. Снять сапог он сам не смог. В это время задним ходом двигался маневровый состав, машинист заметил человека под колесами, когда поезд уже прошел стрелку.. Пока пострадавшего довезли до больницы, он потерял много крови. Перед кончиной Сергей Иванов был в сознании, и говорил жене: «Все кончено, Машенька, я уцелел на войне, а здесь такая глупая смерть, жалко умирать, держись в этой жизни, моя дорогая».
Замолвить слово о летчике-герое…
Пишу об этом, основываясь на публикацию журналиста из Ржева Александра Назарова. В газете «Ржевская правда» он поднимал вопрос памяти летчика Сергея Сергеевича Иванова. Вот выдержки из той публикации.
*** «В тот год, когда Крым вернулся в Россию, как-то позвонила из Москвы дочь. Ее бывшие вышневолоцкие коллеги-журналисты собирали сведения о летчике Сергее Сергеевиче Иванове, воевавшем в Крыму в Великую Отечественную. Он родился в Вышнем Волочке в 1921-м, а умер в Ржеве сорок лет спустя. Вышневолоцкие ребята просили дочь связаться со знакомыми ржевскими журналистами. Самым знакомым оказался я.
Об этом летчике-асе писал Олег Кондратьев — ржевский историк, краевед, журналист. Биографический очерк посвятил герою и Вячеслав Воробьев — тверской историк, поэт, педагог. Уральский писатель и исследователь Владимир Конев, перекликаясь с могучим сибиряком Виктором Астафьевым, выпустил серию книг «Прокляты и забыты» — о трагических судьбах Героев Советского Союза, лишенных этого звания. Одна из глав книги В. Конева «Герои без Золотых Звезд» посвящена опальному Сергею Иванову».
*** «Из переписки с ребятами понял, что мне нужно просто отыскать его могилу на Старообрядческом кладбище Ржева и сфотографировать ее. Остальное они добудут сами. Я же в то время не знал, что скупая информация о летчике Иванове есть только в вышеперечисленных книгах, а в Ржеве невозможно ничего отыскать, даже могилы…»
Вышневолочане пытались вернуть земляку утраченное звание Героя Советского Союза. Подключились журналисты, вышневолоцкая администрация; делались запросы к тверскому губернатору, в Заксобрание области, обращались к депутату Госдумы Владимиру Васильеву. Возвращение Крыма пришлось весьма кстати — там Сергей Иванов воевал, в одном бою сбил самолетов больше, чем Александр Покрышкин и даже Иван Кожедуб.
Вячеслав Воробьев в книге «Золотые Звезды ржевитян» пишет: «19 самолетов он уничтожил за 24 дня! Такого во время Великой Отечественной войне больше не было». Но, увы, увы… ничего не помогло.
И снова вернемся к публикации Александра Назарова.
*** «В родной Вышний Волочок после войны Иванов вернулся инвалидом — после ранения отняли стопу. Проживал с отцом и матерью. Сменил несколько мест работы. Пил крепко. И то ли ларек с водкой грабанул, то ли квартиру. В групповом грабеже были замешаны несовершеннолетние, поэтому огреб Иванов по полной. Осудили на 10 лет, с лишением звания и наград. Отсидел шесть лет, освободили досрочно в 1957-м, приехал в Ржев, женился, устроился электриком в Заготзерно. Погиб нелепо.
Он уцелел в двухстах вылетах. Выжил после подрыва на минном поле в Керчи. Шедшего рядом с ним однополчанина разорвало в клочья, второй потерял ногу. Ампутация грозила и Иванову, началась гангрена, но отняли только стопу. Летчик-ас виртуозно, уворачивающийся от «мессеров», «юнкерсов», «фокке-фульфов», попал под медленно идущий маневровый тепловоз в районе переезда на Ржеве-2 …»
*** Его имени я не отыскал ни в военкомате, ни в архиве, ни в кладбищенских конторах, ни на самом кладбище. Звание ему не вернули – государство до сих пор шибко обижено, хотя по сравнению с тем, что творится в сегодняшних министерствах и ведомствах, уголовная статья летчика Сергея Иванова, на мой взгляд, — мелкое хулиганство».
Автор сегодняшней зарисовки полностью солидарен со ржевским журналистом, поэтому, уважаемые читатели, ставлю акцент на последний абзац!
А чтение публикации о трагической судьбе летчика-героя Великой Отечественной войны Сергея Иванова навеяло строки из стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», такого пронзительного стихотворения, что ощущаешь мурашки по коже…
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
…Мы за Родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
...Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, —
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
И авторские размышления
Всего 74 человека были лишены самого высокого звания в стране– звания Героя Советского Союза. Есть среди них маршал, генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны и лейтенанты. Немало среди них сержантов и рядовых — простых «рабочих» войны. У каждого из них своя судьба на фронте и своя в мирной жизни…
И поэтому автор уверен, что справедливо было бы, еще и еще раз пересмотреть прегрешения этих героев. Нет, не всех, далеко не всех, были среди них и предатели, трусы и подлецы, ни о каком пересмотре речь не может идти! Лишь тех, кто получил это звание заслуженно, заплатил за него кровью. Ведь они не раз смотрели смерти в глаза и знали, что до нее всего лишь шаг или миг. Да, каждый из них совершил проступок, даже преступление, но все ли они адекватно и справедливо оценены, а может и есть смысл пересмотреть некоторые приговоры, и вернуть память о тех, кто заслужил этого?
Как в данном случае с летчиком Сергеем Сергеевичем Ивановым.