Быть белорусом — модно. Как сделать историю брендом
Время требует новых идей. Их обычно компилирует из прошлого. А на памяти прошлого можно и воспитать, и заработать. Как сделать нашу историю модным брендом? Запросто. Надо лишь разумно повторить успешный опыт других.
Путешествие в прошлое
Яркая и сплошная изгородь животноводческого комплекса — последнее, что туриста связывает с настоящим. Дальше асфальтная дорога уносит в прошлое. Стоянка автомобилей. По номерным знакам понятно, что на ней представлены все регионы Беларуси и многие субъекты Российской Федерации. Узнали, нашли, доехали. Дальше по размытой тропинке путешественники спускаются в глубину веков. Их встречает великокняжеская готика и современный процесс обилечивания: посетителей обозначают ультраяркими бумажными ремешками. И ты в Средневековье. Для молодежи — прикольно, для старшего поколения — необычно. А на этой усадьбе все смешалось: стили и эпохи, реплика на языческое капище и примета времени — кьюар-коды.
Среди всей гаммы исторических отсылок реальнее всего ощущаются ароматы блюд. Свежий хлеб, кофе, меню по рецептам из разных кухонь и культур. Это ни плохо, и ни хорошо. Это исторический «диснейленд». Конечно, привередливые кандидаты исторических наук здесь найдут много нестыковок, но отдохнуть смогут. С одной стороны медали, а вернее (учитывая здешний колорит) — талера, хорошо, что пропагандируют свое, с другой — изучать здесь историю нельзя, разве только успешную коммерцию сферы туристических услуг. Пускай люди зарабатывают и платят налоги. Такая она, частная инициатива. Но почему бы не повторить это по форме, но куда с более глубинным содержанием под государственным патронатом.
Не меняя знамен
Так сложилось, что белорусский этнос и наша государственность формировалась в условиях и на стыке сразу двух антогонистичных империй — Российского государства и Короны Польской. И какие бы у этих государств не были названия и строи, они всегда будут империями: сформированными или только в амбициозных планах, но империями. И у элит, и у общества есть этот ген и запрос. А мы должны сохранить себя между двумя центрами сил. Если с Россией все очевидно, то Польша, с поддержкой Вашингтона, начинает набирать свою мускулатуру. И уже заметно диктует волю соседям по ЕС. Ее сила в моноэтносе и монорелигиозности.
Наша сила в консолидации нации, в духе единого прочтения своей истории. Это элемент Независимости, которая стоит дорого. Поэтому исторический центр формирования белорусской государственности в любом случае нужен! А если он еще станет и центром отдыха — это попадание «в десяточку». И если с темой Великой Победы мы можем быть ориентиром, то вот с процессом популяризации остальной истории как-то не дотягиваем. Что называется, знаменосцами являются частники, а надо этим заняться государству. Только это может гарантировать неизменность государственного знамени и на флагштоке у центров исторического отдыха, и в целом в нашей истории.
О важном — ярко
Идеология не может быть лайтовой. Она должна быть консолидирующей. Яркими должны быть инструменты донесения идеологии. Пока мы не ответим на все вопросы исторической викторины, выстроить четкую линию воспитания нации будет весьма сложно. Если с темой Великой Отечественной войны мы определились, то все же много еще достаточно пробелов в фактах и понимании, открытых вопросов у общества, особенно молодежи. А вот с другими периодами надо честно и, исходя из государственных интересов, надо определяться и выстраивать белорусоцентричные походы. Иначе за нас выстроят. В общественном пространстве, в медиа, в литературе и искусстве, даже в брендах одежды и фаст-фуде — мягкая сила в действии.
Мы должны толкаться локтями и биться за свое будущее. Но не всегда это должен быть, а часто и не работает, воинствующий патриотизм. Атмосфера комфорта предполагает изящный подход. Официальный и вычурный метод вызывает недоверие, способы высоких эмоций не всем по душе. Только тогда мы дойдем до всеобщего сознания, когда пропаганда белорусской модели развития станет элементом отдыха. Для этого и необходим историко-развлекательный комплекс о формировании нашего государства. Посетителя необходимо окунуть и в атмосферу древней стоянки в Юровичах, пускай гость центра посидит в кресле Рогволода и окажется в оковах Радзивиловских крат. Неплохо бы и попробовать помолотить рожь, а затем уже попробовать «тяжкий» хлеб. Увидеть, как рождается апостол Скарины и неглюбские постилки. Это лишь примеры и образы. Нужны интерактив, сувенирные лавки и фуд-корт, конечно, со вкусом национальной кухни. Куда уже без этого путешествовать во времени?
У нас столько талантливых студентов, которые изучают туризм, культуру, историю — вот она практикориентированность образовательной среды: возможность проявить себя и заработать деньги. Менеджеры и маркетологи — не это ли точка опоры длинной в нашу историю.
Проект, конечно, не одного дня, так и он на будущее. Затратный. Можно подключить наши общественные организации: от Федерации профсоюзов Беларуси до БРСМ. Чем не идея для новой стройки страны? Но если все грамотно рассчитать — окупится проект. В денежном выражении окупится. Но прибыльнее этого — «дивиденды» в патриотическое сознание общества.
Этот центр может стать местом отдыха для разных поколений. А гости страны заново откроют для себя Беларусь. Яркую и самобытную. Главное, что мы откроем ее для себя, когда на страницах социальных мессенджеров будет тренд на селфи из множества исторических локаций, созданных под Минском. И пускай всех их объединит хештег «Быть белорусом — модно».