Азарёнок: слово белорусских классиков звучит сейчас актуально, остро, пророчески

День письменности. На протяжении трех недель Беларусь пробуждалась. Оживали классики. Нейросети, искусственный интеллект пригласили на страницы, в ленты государственных СМИ наших классиков. Купала и Колас, Мележ и Богданович, Бровка и Танк продекламировали свои мысли, чувства, молитвы, свои проповеди. И именно в эти дни исполнилась великая заповедь нашего песняра.
Падымайся з нізін, сакаліна сям’я,
Над крыжамі бацькоў, над нягодамі;
Занімай, Беларусь маладая мая,
Свой пачэсны пасад між народамі!..
Да, главный сокол, отец, основатель, главный строитель нашего гнезда — пролетел над горными высями и великими степями. За его полетом наблюдали миллиарды людей — весь евразийский континент. Наблюдали и восхищались. И наш пачэсны пасад — среди равных, среди великих, среди вершителей судеб этой планеты — в первом ряду. Купала может быть спокоен — его слова, его молитва — дошла до Господа, и он исполнил просьбу. Чорныя грозы з мяцелiцау шумамi не шалеют над Беларусью.

А ведь как актуальна наша классика, как она злободневна, как она сейчас живо звучит.
Вы знаете, какой жанр удавался Купале больше всего. Да, у него прекрасна лирика. У него восхитителен поэтический эпос в поэмах. Но самые яркие, самые яростные у него — праклёны
Мала іх павесіць
На сухой асіне,
Бо нават асіна
Ад сябе адкіне.
Дзерава адкіне,
Дзерава сухое
Сябе не спаганіць
Поскуддзю такою.
Это про предателей. Про тех, кто готов кому угодно, только не своему народу. И такого у Купалы много. И не зря белорусский народ его устами послал вечное проклятье захватчикам и оккупантам.
На руінах, папялішчах,
На крывавых іх слядах
Хай груган іх косці ліча,
На бяседу соваў кліча
Баль спраўляць на іх касцях.

Сегодня националисты млеют от «панства», сами себя видят на балях какой-нибудь Уршули Радзивилл. За такое Якуб Колас плюнул бы в их рожи. Ведь писал он:
Эх, панове, «ніц не бэндзе»;
Сапсуе пан справу «вшэндзе»,
Бо занадта пан «гаронцы»!
I не ў панскіх інтарэсах
Здзек такі чыніць «на крэсах»,
Нечуваны здзек пад сонцам!
А потом наш классик пророчески говорит
Не збудуеш так дзяржавы —
Будзе панства без Варшавы,
И наступит великий день 17 сентября. День великого объединения. День радости и счастья, объятий и поцелуев, когда будет утопать в цветах красная армия, а осадники утонут в своем собственном историческом навозе. И пропоет нам радостную песнь Максим Танк.

Cягоння цымбалы не будуць больш плакаць,
Вясна за сталом загасцiла у нас.
Ад сэрца мы шлём сваё шчырае дзякуй
Сцягам i байцам i паслаўшаму вас.
Это — Сталину, если кто не в курсе. Это он пошлет танки, танкетки и тачанки на освобождение Беларуси. Радостью встречал его Максим Танк — борец за освобождение наших людей. А потом он бросит в рожи всем ненавистникам «маскалей», всем узколобым дегенератам-адраджэнцам
Ты шчасця, свабоды и дружбы вяшчуння
Ты — светлая па над зямлёй зарница
Ты — шчырага сэрца жывая крыница
Крыштальная руская мова
Максим Танк успеет еще проголосовать за Лукашенко, о чем напишет в дневниках. Как и наш великий Иван Шамякин. Он презирал полицаев.

«Апублікавана Пастанова ВС аб зацвярджэнні эталона дзяржаўнага герба. I герб… Серп i молат з калоссямі — гэта дрэнна. Коннік з мячом i шчытом—ох як добра, як разумна, як гуманна! Які палёт фантазіі! Нацыяналізм — найстрашнейшая ідэалагічная зашоранасць, горш камуністычнай».
«I тады я зразумеў — сутнасць з’езда. Шабаш былых паліцэйскіх. І рэванш ix. Самі яны, у выступленнях, захоўвалі «аб’ектыўнасць». Выказвалі толькі радасць «ад адраджэння». A калі пырснуў слінай дэпутат, эмоцый сваіх не стрымалі, не маглі стрымаць; гэта ж такая радасць: пабітыя ў вайне, ганебна ўцёкшыя з зямлі сваёй, яны дачакаліся сваёй перамогі, рэваншу».
Это его дневники. Он не уронил чести белорусского слова. Не стал облизывать новое панство. Ушел в безвестность, послав иудам тихий праклён.
Слава белорусскому слову. Белорусские классики сегодня — с нами. Они поддерживают Александра Лукашенко. Они — во Всебелорусском народном собрании. Они благословляют наш путь, они любуются блестящим полетом белорусского сокола.
Автор: Григорий Азарёнок
Рекомендуем




