Почему цифры ВОЗ и Белстата по ДТП так сильно разнятся? Разбирался Орехов
В очередной раз пришлось >удостовериться в НЕобъективности ВОЗ, которая дает мировую статистику смертей в ДТП, часто не совпадающую с цифрами национальных статистических ведомств. Причем, по странному стечению обстоятельств, не совпадают данные, зачастую в отношении стран бывшего СССР. И Африки. А в отношении западных государств — совпадают. Причем, расхождения, все более внушительные начинаются в нулевые годы…
Вот к примеру, Беларусь, год — 2016-ый…
Если сравнивать данные 2016 года, то ВОЗ похоронил в белорусских ДТП — 1282 человек. А отечественный Белстат — 588. Да, это реально много. Тем не менее это более чем в два раза меньше, чем у ВОЗа.
Может, ВОЗ только нас не любит? Перенесем внимание на Украину.
В 2016 году здравоохранительная организация ООН отправила на «небеса» после ДТП — 6089 украинцев. А Укрстат — 3410.
Так что, когда мы изучали статистику погибших в дорожно-транспортных происшествиях в прошлом году, мы шли не легким путем (то есть смотрели одну таблицу на сайте ВОЗ), а тяжелым, изучая много таблиц на сайтах национальных статагентств стран, некогда входивших в СССР.
Узбекистан
Наибольшее количество ДТП произошло в 2022 году с участием легковых автомобилей — 76,1%. На велосипеды пришлось 11.5%, грузовики — 9%, мотоциклы — 1,4%, автобусы — 1,4%, гужевые повозки — 0,4%, скутеры — 0,2%.
Беларусь
Статистика смертности в ДТП по Беларуси год от года снижается. К примеру, в белорусской столице за прошлый год в ДТП погибло 20 человек; это в 7 раз меньше, чем в 2002 году. Что касается общей статистике по стране, то в прошлом году количество погибших в ДТП составило 466 человек.
Украина
По официальным данным в прошлом году в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 2791 человек. По поводу объективности приведенных данных есть сомнения и у самих украинцев. Тем не менее, это на 22% лучше показателя 2021 году. Добавим, что больше всего ДТП со смертельным исходом у нашей южной соседки произошло в Днепропетровской (280 человек) и Львовской областях (238 человек). А назвать количество погибших на 100 тыс. населения никто не может. Так как толком никто не знает, сколько сегодня в стране проживает. И мы гадать не будем.
Россия
В прошлом году на дорогах России погибло почти на 900 человек меньше, чем в 2021 году, и более чем на 2 тысяч меньше, чем в разгар пандемии в 2020 году (когда все по идее должны были по домам сидеть), — 14 874.
Казахстан
Согласно официальной статистике, по итогам 2022 года в стране был отмечен как рост количества ДТП на 6% (с 13 930 до 14 834), так и рост погибших в них граждан — на 7% (с 2270 до 2425).
Армения
За ориентир для подражания «погибших в ДТП» Армения взяла Нидерланды, где в результате дорожно-транспортных происшествий погибает в среднем 3,5 человека на 100 тыс. населения. Пока у Армении — в три раза больше.
Грузия
Половина всех зарегистрированных в Грузии ДТП пришлась на ее столицу — Тбилиси. А всего в ДТП. Самой распространенной причиной ДТП в 2022 году был выезд на встречную полосу и нарушение правил обгона, в результате чего погибли 49 человек. А всего в ДТП по стране погибло — 416 человек.
Литва
По данным республиканского Минтранса, в прошлом году на дорогах страны погибло 120 человек (в 2021 — 148 смертей, в 2020 году — 175).
Молдавия
По данным Национального бюро статистики, каждый второй человек, погибший в 2022 году в результате происшествий, стал жертвой ДТП — 416 человек.
Азербайджан
В прошлом году в ДТП погибли 834 человека. С учетом населения страны в 10,15 млн. человек, это 8,25 человек на 100 тыс.
Туркменистан
Это единственная страна, смертность на дорогах которой определить — нереально. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на официальный сайт Госкомитета Туркменистана по статистике. Три часа юзания по интернету привели нас к эксперту по вопросам Центральной Азии профессору Луке Анчески, по мнению которого в Туркменистане «…нет никакой статистики, на которую можно опираться. Будь то рост ВВП, объем резервов, экономические показатели… и что даже численность населения… просто придумана…». Так что мы поневоле обратились к данным общественной организации WORLDHEALTHRANKINGS (Мировые рейтинги здравоохранения), которые, кстати, отличаются и от данных ВОЗ (как в большую сторону, так и в меньшую).
Данные о погибших в ДТП в странах бывшего СССР в 2022 году
Страна | Общее количество погибших | Количество погибших на 100 тыс. населения | |
1. | Беларусь | 466 | 4,9 |
2. | Узбекистан | 2356. | 5,8 |
3. | Украина | 2791 | |
4. | Россия | 14874 | 10,1 |
5. | Казахстан | 2425 | 12,1 |
6. | Армения | 321 | 10,7 |
7. | Грузия | 430 | 11,5 |
8. | Таджикистан | 416 | 4,16 |
9. | Литва | 120 | 4,18 |
10. | Эстония | 50 | 3,6 |
11. | Молдавия | 416 | 16,5 |
12. | Латвия | 115 | 6,0 |
13. | Азербайджан | 834 | 8,25 |
14. | Киргизстан | 869 | 12,4 |
15. | Туркменистан | 800* | 11,4** |
* по данным WORLDHEALTHRANKINGS
** По официальным данным общая численность населения Туркменистана составляет 7,057 млн. человек. По официальным данным Госдепартамента США в Туркменистане проживает 5,6 млн человек. По официальным данным отдела народонаселения при Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН — 6,2 млн. По неофициальным данным, в Туркменистане проживает не более 2,9 млн. человек. Для табличной оценки мы использовали официальные цифры туркменского правительства.
P.S. В США ежегодно погибает на дорогах порядка 45 — 46 тысяч человек. Это 13 случаев на 100 тыс. населения. Год от года эта цифра возрастает. Основная причина, по мнению экспертов, — быстрое старение автопарка.