Продавцы эмоций и Родины. О том, как беглые поют оды чужой земле
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Эти строки из басни Крылова про ворону и лисицу актуальны всегда. Есть подходящие примеры из жизни, когда некоторые личности, прибегая к излишней елейности слов, пытаются найти для себя «уголок» в новом месте или другом сердце.
Вампиры удовольствия и лайков
Так, в контексте современных политических реалий подобный шаблон поведения нередко свойственен «побежавшим» блогерам, которые при переезде в другую страну невзначай теряют свою основную профессию.
Как будто бы продавцы, парикмахеры, повара и трудоспособные специалисты на «новой родине» нужны в меньшей степени, чем еще один конвейерный блогер!
Рыба всегда ищет, где глубже, а человек — где лучше. В самом стремлении к комфорту и достатку абсолютно ничего зазорного нет. Однако способы встроиться в новый мир у блогеров-беглецов довольно ущербные.
Подобно Вороне из басни они залипают на лесть, что стимулирует их к соответствующей пропаганде. Что ж, спой, светик, не стыдись…
Ведь торговцам эмоциями нужен контент и какие-то сменяемые лица. Ну а новому блогеру достанется взамен удовольствие. За известность.
Грязный тренд
И вдруг он волшебным образом превращается из Вороны в Лисицу: «светик» бросается льстить, теряя в выражениях чувство меры, реалистичность и совесть. Гадить на бывшую родину — это особый блогерский тренд среди новоявленных и «приехавших».
По аналогии с тем, как разочаровавшиеся в предыдущем браке нередко поносят и критикуют «бывших», строя новые отношения с кем-то еще. Мол, до тебя был плохой партнер, но вот ты-то совсем другой/другая…
Интересно наблюдать за тем, как перебежчики из страны в страну меняют одну роль на другую (из Вороны превращаются в Лисицу).
Встречаясь с изобилием лестного и очень временного внимания, беглый блогер вскрывает поток сознания и начинает без устали «каркать». Словно бы всю жизнь того и ждал. Игра «Политические мифы» начинается: ему так плохо было на Родине, зато он оказался в другом месте, где все идеально! В этот момент он уже, как Лисица, льстив до тошноты.
Психологически елейные, угодливые слова на контрасте обозначенной критики помогают построить инфопространство именно в том ключе, в каком госпропаганда его хочет видеть. Потому готовность угодничать все же используют. Но, повторюсь, лишь временно.
Аналогично тому, как для долгосрочных отношений нужен серьезный и ответственный человек, а не болтун, так и новой стране нужны деятельные, грамотные специалисты, а не те, кто обладает умением разве что льстиво «каркать».
На волне государственной пропаганды первичная иллюзорная легкость такого горе-блогера – это флирт. Как у Лисицы с Вороной.
К подобной стратегии, желая встроиться в новую жизнь, нередко обращаются и медийные личности, тоже «поехавшие». Для них в чужой госпропаганде предусмотрена функция – быть генератором народных эмоций, вдохновлять примером. Ведь как ни крути, а за каждым из них – своя аудитория. Те люди, что склонны на кумиров оглядываться.
А популярный и узнаваемый перебежчик сильнее стимулирует стадный рефлекс в социальном пространстве. Когда люди видят, что другие бегут, то непроизвольно у них в мозгу включается сигнал: внимание – опасность! И хочется побежать по инерции с остальными.
Идеальный биполярный мир
Можно вспомнить, как и что говорили белорусские телеведущие, спортсмены, певцы и актеры, побежавшие жить за границу. Если обобщить их риторику, то получается, что в Беларуси все очень плохо, а вот в Прибалтике или Польше, наоборот, все хорошо. Якобы там они, наконец, могут вольно выражать свои мысли.
А давайте поинтересуемся, что говорят блогеры из Литвы или Латвии, вынужденные покинуть родину: «У нас там все плохо, зато в России и Беларуси – очень хорошо! Дома все время боялись: вдруг скоро посадят за мнение?»
Совсем по-другому представляет нам Латвию убежавшая из России актриса Чулпан Хаматова. Мол, став рижанкой, она обрела безопасность, какой якобы не чувствовала, находясь в России.
Схожие впечатления транслирует в общество и приехавший в Ригу ее коллега Артур Смольянинов: в России он ощущал давление и диктат, но, оказавшись в Латвии, наконец «вздохнул свободно».
И прямо противоположное говорят журналисты из Прибалтики, которые нашли приют в РФ. На сегодняшний день они точно так же считают, что попали в «идеальный мир».
Если по отзывам полетевших куда-либо прочь вороноподобных персон пытаться воссоздать полную картину происходящего, то этим можно запросто свести с ума. Потому как выходит та еще «биролярочка».
Факты
В списке артистов, спортсменов и медийных персон, покинувших Россию после начала СВО, более сотни фамилий. Вот некоторые из них. Ничего личного. Просто факты
Максим Леонидов. Уехал из страны
Группа «Би-2». У солистов — гражданство Израиля и Австралии
Борис Гребенщиков. Собирает в Израиле средства для военных Украины