В поисках поваленных заборов. Что на самом деле происходит в агрогородке Сергеевичи

Каждый раз приезжая в малонаселенную деревню, сталкиваюсь с разочарованием. Так хочется снять депрессивную картинку, чтобы попереживать, погрустить, зрителя и читателя на эмоцию пробить… А что на деле? Все чистенько, ухожено, жители местную власть благодарят. И картинка все равно получается доброй, даже несмотря на порой печальные истории человеческих судеб.
Видимо, не разбираюсь я в белорусской деревне. Вон какой-то блохер по агрогородку Сергеевичи (Пуховичский район) проехался в пасмурную погоду, снял два серых дома, наложил на видео грустную музыку — и вуаля! Вся оппозиционная тусовка в шоке, как серо и безлюдно в Беларуси на селе. Это, знаете, как в кино происходит: нам показывают сцену в трех стенах, а мы и не задумываемся о наличии четвертой, возле которой сидит огромная съемочная группа. Ну и не будем забывать про спецэффекты. Так как на самом деле выглядит нашумевший агрогородок и неужели в нем действительно нет жизни? Съездила и посмотрела своими глазами (без фильтров!).

Зоопарк, лесхоз и здания на продажу
С погодой повезло: в день моего приезда светило теплое октябрьское солнце. Что ни говори, погода создает настроение.
А это название, Сергеевичи, казалось каким-то знакомым… И поисковик со мной согласился: в агрогородке находится парк-отель «Версаль». Если описывать в красках, то это загородный комплекс, раскинутый на немалую территорию, с гостиницей, рестораном, банным комплексом, пятью коттеджами и целым мини-зоопарком! Может, я чего-то не понимаю, но пока сложно представить себе заброшенным агрогородок, в котором есть даже зоопарк. Причем, парк-отель располагается не где-то около Сергеевичей, а прямо там. То есть соседствует с жилыми домами. Кстати, в прошлом году здесь праздновали свадьбу олимпийские чемпионы Динара Алимбекова-Смольская и Антон Смольский.

В Марьиной Горке встречаюсь с председателем Совета депутатов Пуховичского района Марией Климович, которая и вводит меня в курс дела:
— Безлюдным этот агрогородок никак не назовешь. На сегодняшний день там постоянно проживает 334 человека, из них 201 — трудоспособного возраста, 89 — пенсионеры и 44 — дети. В Сергеевичах есть и почта, и ФАП, и три продуктовых магазина с широким ассортиментом товаров. Также там расположен филиал ГЛХУ «Пуховичский лесхоз», неподалеку есть сельскохозяйственное предприятие ОАО «Зазерка». Школу в Сергеевичах закрыли лет пять назад, поскольку содержать целое здание ради 40 учеников нерентабельно. Детей перевели в школы в близлежащих населенных пунктах в 7-8 км отсюда, для них организован подвоз.


Здание школы в Сергеевичах сейчас выставлено на продажу, так же, как и здания детского сада и конторы. Раньше пустующим было и здание дома культуры, но не так давно его выкупили.
Двадцать пустующих квартир
Въезжая в агрогородок, видишь сплошь частный сектор. Дома огорожены высокими заборами, за которыми скрываются убранные и покошенные дворы. Те самые два дома (№79 и №80 по улице Советской), попавшие на грустное видео, находятся почти что на отшибе, за ними агрогородок заканчивается. Выглядят они как-то по-простому: старые серые двухэтажные здания и широкая прилежащая территория, частично занятая огородами. Кругом действительно тихо, а присутствие жизни выдает вывешенная сушиться на балконы одежда.

Эти два дома более 50 лет назад возводило хозяйство «Сергеевичи». Его потом присоединили к ОАО «Зазерка», которому и достались двухэтажки.

— Дом по адресу ул. Советская, 79 — 18-квартирный, по адресу ул. Советская, 80 — 8-квартирный. Но фактически там сейчас проживает 11 человек в 6 квартирах, остальные квартиры пустуют. По большей части в этих домах остались пенсионеры, которые никуда переезжать и не хотят, — констатирует председатель Пуховичского райисполкома Андрей Атрушкевич.

Оппозиционные СМИ почему-то сильно подчеркивали наличие поваленных заборов около домов. И тут, что называется, не верь всему, что пишут. Возле дома № 80 в самом деле есть невысокий заборчик, не очень ровный, но явно не полегший на землю. Он огораживает вполне себе аккуратную клумбу и скамейку. Трава около дома скашивалась в июле и октябре. Что касается серости, то стоит помнить, что дома возводились еще в советские времена и тогда это была обычная типовая застройка.

«Мы платить не будем!»
Злополучный дом №79 не раз становился главным героем новостей белорусских СМИ. Местные жители жаловались на протекающую крышу и трещины на фасаде. Изменилось ли что-нибудь сейчас?

Заходим в подъезд дома №80. Тут все очень даже цивильно: на полу лежат ковры, стены покрашены, очевидно, уже давно. Хотя этот дом и так считался лучшим по сравнению с соседним, из-за чего некоторые жильцы дома №79 просили переселить их сюда. У одной — Татьяны Николаевны, бывшей работницы хозяйства, — получилось, год назад она-таки переехала. Признается, что на предыдущем месте жить было страшновато, ведь в подъезде кроме нее никого не было. Теперь же она заселилась по соседству с дочкой и тремя внуками и постепенно обживается.

На балконе дома №79 замечаем сидящую на стуле жительницу. Познакомившись, узнаю, что ее зовут Лариса Андреевна. Квартиру она получила еще когда работала в колхозе. Теперь же проживает с сожителем, у которого есть группа инвалидности. Дети разъехались в города, но о маме заботятся, навещают, помогают. Раньше у Ларисы Андреевны тоже был свой огород, но сейчас уже здоровье не то.
— Понимаете, здесь была перевалочная база. В колхоз набирали людей, не было своих, кому работать. Цыгане так цыгане. Командировочные были — всех сюда. Добивали эти квартиры, растягивали все, — рассказывает о судьбе дома пенсионерка. — Сейчас вот мы ремонт хоть понемножку делаем.
Поделилась Лариса Андреевна и еще одной болью — оплата ЖКХ. Нет, у нее самой с этим проблем нет, она исправно оплачивает все счета. К сожалению, не все жильцы разделяют ее ответственность.

— И вы знаете что? Просто вот обидно. Я из своей пенсии должна заплатить всю коммуналку, а другие нос крутят: «Мы платить не будем!» Пользуются тем самым туалетом, водой…, — вздыхает собеседница.
А есть и такие жильцы, которые топят печь досками из деревянного пола. Каждый сам создает себе условия для жизни. Жаль, что некоторые — для выживания.
А где новые коттеджи?!
К самому агрогородку же у жителей домов, получивших новых виток популярности благодаря ролику, отношение позитивное. ФАП есть, магазинов с продуктами хватает. Никаких проблем, созданы все условия.

Да и в комментариях, размещенных в разных соцсетях, многие возмутились, мол, в Сергеевичах и коттеджи новые, и природа живописная, а человек, видимо, не умеющий ценить красоту, отыскал два дома на краю агрогородка и представил ситуацию так, будто не ахти дела обстоят во всем населенном пункте.

Какие там основные претензии у недовольных? «Вот так выглядит белорусская стабильность» — с такими заголовками вышли статьи у оппо-СМИ. Как легко, оказывается, управлять умами, казалось бы, разумных людей. Покажи одну грустную картинку — и дальше разбираться не будут, зато покритикуют вдоволь. Да, деревни сегодня уже не такие, как лет тридцать-сорок назад. Ведь когда-то массовым явлением был отток сельского населения в города. Тогда и условия в деревнях были другими, и труд простого рабочего считался низкооплачиваемым и в принципе немодным.


Но это не значит, что деревням конец, что они вымирают. Невозможно же всю Беларусь заселить в один «Минск-Мир». Сколько в последнее время появилось историй о том, как горожане бросили суету и переехали жить в тихую, спокойную деревню. Более того, я сама встречала айтишников, которые проживают в сельской местности, а работают удаленно.

Люди покупают даже участки с практически повалившимися домовладениями и начинают там новую главу своей жизни. Пусть пока это не массовое явление, однако так или иначе какое-то движение. Но как же глупо судить о целом населенном пункте по двум домам! Эти два серых, повидавших не одно поколение жильцов здания, в своем роде символ уходящей эпохи. Будущее, конечно, не за ними. А у агрогородков будущее есть. И то, каким оно будет, зависит от людей, в них проживающих.
