Что за вести из-под лавки? К нам приедут «Трампогавки»

Есть ракета «Томагавк», а есть ракета «Трампогавк». Отличаются они тем, что первая лежит на складе, а второй нигде нет — о ней только гавкают в СМИ. Передачу таких ракет Киеву вяло пообсуждали в американской прессе, да и забыли. В США что ни день, то событие — то застрелят агитатора на митинге, то правительству перестанут платить зарплату.
Но вероятная передача «томагавков» — не тот случай, когда индейцам следует молчать в тряпочку. Нам тоже весьма интересно, что будет, если Россия разместит «Орешник» не в Беларуси, а, скажем, в Никарагуа или в Венесуэле — на родине тех самых американских индейцев. Потому что мы все тоже очень расстроены ходом переговоров по Украине — по крайней мере, такая причина передачи «томагавков» озвучивалась в американских СМИ. Видите, как мы загрустили — и вот уже рядом с США появились интересные грунтовые комплексы цвета хаки и всплыли ядерные лодки.
Трамписты, правда, ситуацию с «томагавками» откатили назад — ракет, мол, самим не хватит, они нужны флоту. Но ни слова не сказали о том, что бить такими ракетами по России — это то же самое, что пускать их по Югославии, Ираку и Ливии, то есть вести прямую агрессию. Запускают «томагавки» с американских комплексов (обычно — кораблей) и по американскому спутниковому наведению. И тут уже не получится соврать, что внутри сидят четыре украинца и пес Патрон, а мы ни при чем.
Что это было?
Наверняка Трампу подсунули какой-то вариант с продажей старых ракет вместо их утилизации («Донни, здесь 1000% прибыли!»), но расчет явно другой — чтобы после такой сделки российско-американские контакты полностью обвалились, что крайне выгодно ЕС. Не сказать, что между Москвой и Вашингтоном все радужно, но во время выступления в ООН Трамп дал понять, что готов продавать оружие ЕС, а уж куда оно потом попадет — для него дело десятое.

После чего Брюссель явно воодушевился: «Проси больше — дадут меньше». Поэтому «томагавки», скорее всего, американцы пока что будут продавать не на Украину, а в Нидерланды и Германию — с перспективой применять все это не на Украине, а на Балтике. Стратегия НАТО — сделать Балтику внутренним морем, поэтому «томагавки» в любом случае будут болтаться у наших границ, даже если Трамп и Вэнс что-то буркнут и забудут про них.
Говорят, что «томагавки» есть даже у относительно мирной Испании. Казалось бы, зачем они там: палить по резиновым лодкам с мигрантами и по бандам в Северной Африке? Но не надо испытывать иллюзий: пуски из акватории Средиземного моря как раз-таки могут быть по нашему восточноевропейскому театру и конкретно — по Беларуси. Две с половиной тысячи километров (а крылатые ракеты «Томагавк» могут иметь дальность и до 5 тысяч) позволяют накрывать всю нашу республику.
И если пофантазировать, что когда-нибудь нас будут ломать, то, по НАТО-вской классике, это будет что-то типа Югославии с ракетными пусками вне зоны нашей досягаемости, с того же Средиземного моря. Для того и нужен был «Орешник», чтобы охладить горячие головы в Европе с уже занесенными «томагавками».
Понятно, что у европейских стран запасы таких ракет мизерные, и самостоятельно они ничего не сделают. Без ведома США ни один «Томагавк» никуда не полетит — но тогда получается, что американцы продают союзникам то, что заведомо не собираются применять. Или все-таки они врут?

Худший и лучший вариант
Если представить, что Киеву все-таки передадут «томагавки» (а эти идеи постоянно лоббирует генерал Келлог, за что получил высшие украинские награды), то это явно будет наземный комплекс, а не корабль. Такие комплексы у США есть в единичном исполнении. Как отмечали русские, перемещение таких систем в Западной Европе будет весьма заметным — это не иголка.
Зачем тогда американцы говорят о том, что не собираются выполнять и что не повлияет на ход войны? Возможно, потому, что сейчас идет скрытый торг вокруг договоров СНВ и РСМД. Один касается ядерного оружия, второй — ракет средней дальности в Европе. «Томагавки» (особенно ядерные) попадают и под один, и под второй договор, но проблема в том, что формально больше не действует ни СНВ, ни РСМД.
Россия, конечно, объявила об одностороннем продлении моратория, но до ядерной войны дело вряд ли дойдет, а вот ракетами средней дальности в ближайшие годы вся Европа будет утыкана, как еж.
Например, еще при Байдене американцы собирались разместить в Германии те самые «Томагавки» и гиперзвуковые ракеты к 2026 году. Это уже полная наглость, потому что в свое время Германию объединяли под условие неразмещения там стратегического оружия. Но кто старое помянет — тому глаз вон, считают НАТОвцы.
Поэтому лучший вариант для нас — это если американцы и русские придут к новым ракетным договорам. Не сегодня, так завтра, а пока идет торг, будут звучать некие страшилки. Понятно, что мы тоже имеем предмет для торга — тот же «Орешник» можно передать Беларуси (с правом самостоятельно определять цели и запускать его), а можно и вывести. Когда-нибудь потом, если договор подпишут.

А вот самый худший вариант — это разные формы провокаций со стороны Брюсселя. Они, конечно, не могут дать «томагавки» в обход американцев, но могут давить на Трампа информационно: «На нас вот-вот нападут, поэтому срочно передай ракеты Киеву». В этом случае заявления трамповских чиновников можно расценивать как ответы на брюссельский спам из техподдержки: «Мы работаем над этим», «Наш отзыв очень важен для вас», «Мы обсудим ваше предложение». Но даже если это такая скрытая форма отказа, она все равно добавляет нервозности.
Кому выгодно и где деньги?
Другой вопрос, что передача партии ракет в принципе ничего не может поменять на фронте, если только европейское НАТО не собирается воевать с Россией на новом театре. По Ираку в свое время выпустили более тысячи таких ракет, но до этого полностью подавили иракское ПВО. У Милошевича вообще не было современных систем — Югославию расстреливали, как в тире. Но все это были короткие и эффективные операции, а Брюсселю нужно именно длительное производство, если они собрались воевать еще пять лет.
А чтобы отмыть огромные средства на ракетной программе, Запад должен подняться на еще одну ступень эскалации, при этом не вызвав российский ядерный ответ. Казалось бы, все уже было: и на Курскую область напали, и АТАКМСы применяли по российским тылам, «Паутиной» атаковали аэродромы стратегической авиации, а дроны так вообще ежедневно строят маршруты в обход российской ПВО по американским спутниковым данным. Другой вопрос, что все это стало рутиной и не воспринимается как повод к ассиметричным мерам — такие удары активно применяются с двух сторон, и это удары по производству и инфраструктуре.

Поэтому можно порассуждать, зачем делают громкий вброс о «томагавках», а затем его опровергают. Например, чтобы поставки других, менее известных ракет, в будущем воспринимались не так остро. Хотя речь все равно идет о ракетах средней дальности, а это угроза Москве, аэродромам, командным центрам и промышленным объектам вплоть до Урала.
Поэтому более реальный вариант (с учетом конфликта интересов США и Брюсселя) — это ракета, которая будет собираться из европейских компонентов на Украине. Такие попытки уже были, но пиар-истории закончились ничем. УкроСМИ придумали «паляницу» и «пекло», которых никто так и не увидел, затем показали вполне реальный комплекс «сапсан» — аналог «искандера» — но его производство было уничтожено. Теперь Украина якобы хочет собирать копию британской ракеты ФП-5 с названием «Фламинго». Компоненты будут производить в Дании и на других европейских заводах. Говорят, что это личный бизнес Зеленского, поэтому организовано, по сути, отмывание денег. Но об этом расскажем в следующей статье.
Рекомендуем

