Меню

Денежная власть на службе у народа: кредиты и социальная политика в Беларуси

Денежная власть на службе у народа: кредиты и социальная политика в Беларуси
Фото: из архива "МП" и из открытых источников в качестве иллюстрации

На прошлой неделе «Беларусбанк» резко снизил стоимость кредитов по кредитам на покупку квартир в новостройках — с 16,65 до 13,75%. И хотя это временная, действующая лишь в течение октября акция, по мнению экспертов, она окажет заметное влияние и на доступность жилья для белорусов, а на рынок недвижимости в целом. Однако если оценить данное событие шире — с точки зрения экономической теории, то оно показывает — у государства в руках есть могучий денежно-кредитный рычаг воздействия на социально-экономические процессы в стране. И, надо сказать, белорусское государство, благодаря принципиальной позиции его главы, умело его использует.

«Банки, небанковские кредитно-финансовые организации, — так обозначил эту свою позицию Александр Лукашенко в ходе недавнего совещания с руководством отечественной банковской системы, — должны быть честными, действовать исключительно в рамках закона, в интересах людей и страны».

О противостоянии реального и виртуального

В свое время известный английский премьер-министр и писатель Уильям Гладстон (1809-1898) полушутя произнес фразу, которую иногда используют в серьезных научных статьях и даже учебниках, посвященных денежно-кредитной политике. «Даже любовь, — заявил он, — не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег».

И действительно, научные и политические споры о деньгах, кредите, банках, денежно-кредитной политике ведутся столетиями. В предельно общем виде суть этих споров сводится к непримиримым противоречиям между производственным (прежде всего, промышленным) и финансовым капиталом. Производственники с их сравнительно продолжительным производственным циклом хотят иметь доступ к дешевым долгосрочным кредитам. Алчущие же быстрой прибыли банкиры заинтересованы давать деньги под большие проценты, и чтобы они возвращались как можно скорее. В условиях свободного рынка и невмешательства государства в экономику эти противоречия неразрешимы.

Следует пояснить, что война между промышленным и финансовым (а по сути, между реальным и виртуальным, спекулятивным) капиталом идет с переменным успехом. После первой мировой войны, когда реальные активы ведущих европейских стран оказалась в руинах, восторжествовал финансовый капитал. Однако чрезмерное увлечение банков финансовыми спекуляциями привело к череде глубоких экономических кризисов, включая Великую депрессию 1929-1933 годов. Которая, кстати говоря, в США обернулась самым настоящим голодомором, унесшим жизни до 7 миллионов американцев. Дело доходило даже до того, что матери, будучи не в состоянии прокормить детей, были вынуждены их отдавать в другие семьи…

Вторая мировая война, которая де-факто стала «войной моторов»,  доказала, что именно промышленность имеет первостепенное значение. В послевоенные годы противостояние между СССР и Западом во главе с США продолжилось в форме технологической гонки в космической, военно-технической, энергетической и других сферах. И это был период безоговорочного торжества промышленно-технологического капитала.

Однако после краха мировой социалистической системы накал технологической гонки резко снизился. Промышленность вновь отошла на второй план, а банкиры взяли реванш. В итоге США, благодаря гегемонии доллара и основанной на нем международной финансовой системе, на некоторое время сделались центром однополярного мира. Вместе с тем сделавший ставку на индустриализацию Китай с его претензией на новый центр многополярного мира вновь показал – промышленный капитал списывать со счетов не следует. Об этом же, кстати говоря, свидетельствует и приход к власти в США Дональда Трампа с его горячечным стремлением реиндустриализировать Америку, вернув сбежавшие из нее промышленные корпорации.

Фото: AFP via Getty Images

Финансовая «машина времени»

Если опустить строгое описание сущности кредита из учебников по денежно-кредитной политике, то его можно образно сравнить с «машиной времени», а банки — с творящими чудеса волшебниками.

Положим, человек или компания имеет превосходную бизнес-идею, которая в будущем сулит солидные доходы и прибыли. Однако для ее реализации, как правило, требуется дорогущее технологическое оборудование и прочие элементы дорогостоящего капитала. Кроме того, необходим соответствующий объем столь же ценных материальных ресурсов — оборотных средств. Однако для их приобретения и, соответственно, реализации инновационного проекта даже у больших и богатых компаний зачастую нет свободных средств. Не говоря уже о тех, кто поменьше и победнее. Так возникает, казалось бы, безвыходная для бизнеса и губительная для его инновационного проекта ситуация, чреватая технологическим застоем и утратой конкурентоспособности страны в целом.

Вот здесь-то и приходят на помощь волшебники-банки. Они дают возможность человеку или компании попасть в «будущее», взять там кое-что из своих грядущих прибылей и доходов, вернуться с этими денежками в настоящее и профинансировать свой инновационный проект. Если задуматься, то в данном случае банки, давая возможность подобных «путешествий во времени», творят самое настоящее чудо! Разумеется, за это свое волшебство они взимают плату, размер которой регулирует число «путешественников во времени» и, соответственно, технологический уровень и конкурентоспособность экономики. Важная деталь — решая кому давать или не давать этот самый доступ в «будущее», банковская система определяет направления экономического развития страны в целом. Не зря банковскую систему во главе с центральным банком иногда называют денежной властью страны.

Денежная власть на службе у народа

В случае социального государства, как например в нашей Беларуси, денежная власть решает не только экономические, но и важнейшие социальные проблемы. Так, например, только-только вступающие во взрослую жизнь молодые люди благодаря банковскому кредитованию имеют возможность побывать в своем собственном «будущем», где они — уже вполне состоявшиеся, обеспеченные граждане. Взяв там ресурсы из своих грядущих доходов, они уже сегодня имеют возможность построить жилье, создать семью, родить и воспитать детей. Тем самым решаются не только жилищные задачи конкретных людей, но и смягчается, увы, актуальная и для Беларуси демографическая проблема.

Здесь нелишне будет пояснить, что в нашей стране с целью решения жилищных проблем белорусов реализуются соответствующие пятилетние госпрограммы. Так, при выполнении предыдущей такой госпрограммы в 2016-2020 годы возведено 20,26 миллионов квадратных метров жилья. В настоящее время завершается реализация Госпрограммы «Строительство жилья» на 2021-2025 годы. В ее рамках по результатам четырех лет пятилетки построено почти 17,2 миллионов квадратных метров жилья, что почти на 2% больше планового задания. Всего же за шестую пятилетку запланировано построить 21,4 миллионов квадратных метров общей жилой площади. На реализацию этого проекта направлено 37,7 миллиардов рублей, в том числе 6,6 миллиардов рублей кредитных ресурсов, из которых 2,6 миллиарда — льготные. Тем самым отечественная банковская система активно участвует в решении одной из наиболее насущных проблем белорусов.

При этом важно понимать, что в условиях свободного рынка банковской системе, заточенной на максимизацию собственной прибыли, социальные проблемы общества безразличны. И лишь благодаря твердой руке белорусского социального государства ее меркантильная деятельность в конечном счете подчиняется общенациональным интересам нашего народа.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59