Зачем на саммите G7 в Мюнстере убрали христианский крест, и к чему пришли министры
В пятницу 4 ноября завершил свою работу саммит министров иностранных дел G7 в немецком Мюнстере, который в новейшей истории Германии не очень известен. По населению город Мюнстер, находящийся в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, сопоставим с белорусскими Витебском или Гродно (в районе 300 тысяч жителей). Председательствовала на этом мероприятии министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, прилетевшая в Мюнстер из Ташкента.
Германия на правах председателя выбрала Мюнстер неслучайно: именно здесь в октябре 1648 года был подписан Вестфальский договор, положивший конец самой кровопролитной на то время в Европе Тридцатилетней войне и установивший, говоря современным языком, основу европейского миропорядка, в основу которого впервые в европейской истории были положены интересы княжеств Священной Римской империи и национальных государств. Договор был впервые составлен не на латыни, а на французском, ставшим на долгие годы языком международной дипломатии. Многие принципы Вестфальской системы международных отношений действуют поныне.
Саммит G7, который правильней было бы назвать G7+Австралия (сюда еще были приглашены и представители некоторых африканских государств, в отличие от министра иностранных дел Австралии, только наблюдавшие за ходом заседаний), проходил в той самой мюнстерской ратуше, в том самом зале, названном Залом мира, где и был подписан Вестфальский договор.
Из соображений комфорта в Зале мира установили современную мебель, а из соображений религиозной толерантности — на время саммита убрали крест, являющийся реликвией Мюнстера, возложив руки на который с XVI века до настоящего времени члены городского магистрата произносили слова присяги. Критики саммита шутят, что если бы крест не был вынесен, то саммит бы не состоялся, потому что «нечисть боится креста». Этот инцидент только помешал организаторам саммита создать желаемую символическую атмосферу.
Магистральным решением саммита стало, согласно совместному заявлению по итогам мероприятия, введение предельной цены на нефть, импортируемую из России, которая начнет применяться в «скором времени». При этом никаких конкретных цифр в документе, опубликованном на сайте МИД Германии, не приводится.
Министры иностранных дел осудили российскую спецоперацию на Украине, говорили о протестах в Иране, которые уже считают чуть ли не революцией, обсудили поставки Ираном в Россию не только дронов, но и баллистических ракет, за что Тегерану грозят новыми санкциями.
Новыми санкциями грозят и Беларуси: «Если белорусские власти напрямую втянут Беларусь в военный конфликт России, G7 возложит на режим огромные дополнительные расходы».
Министры отвергли возможную угрозу применения Украиной «грязной ядерной бомбы», ссылаясь на результаты инспекции МАГАТЭ трех ядерных объектов, где не были обнаружены признаки несанкционированной ядерной активности.
В очередной раз высокими должностными лицами G7 была обещана помощь Украине, направленная на то, чтобы страна пережила зиму.
Поскольку в Мюнстере присутствовали представители африканских государств, там обсуждалась проблема поставок продовольствия.
Говоря о Китае, спикеры выражали озабоченность его экономической экспансией в Европу, которая может привести к зависимости Европы от Китая и будет не менее чувствительной, чем энергетическая зависимость от России. Заявления в таком ключе противоречили духу переговоров в Пекине между Си Цзиньпином и Олафом Шольцем, проходившими параллельно, в ходе которых лидеры договорились о совершенно другом формате двухсторонних отношений.
Давая оценку саммиту, можно сказать, что там никаких новых решений предложено не было. В Мюнстере прошло совершенно бесполезное ритуальное мероприятие.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!