Меню

Двадцать пять солдат взяли в плен гарнизон немцев — подвиги советских разведчиков в годы ВОВ

разведчик
Фото: из открытых источников

Одним из славных сыновей белорусского народа, которые в марте 1945 года стали полными кавалерами высшей солдатской награды — ордена Славы, был уроженец деревни Запесочье, ныне Житковичского района Гомельской области, Михаил Струк.

19-летним юношей он был призван в ряды Красной армии. Это был день 8 июня 1941 года. Новобранца направили в Ленинградский военный округ и зачислили в полковую школу зенитной артиллерии, но проучился белорус всего 10 дней — грянула Великая Отечественная война. И с ее началом он встал в боевой строй 194-го зенитно-артиллерийского полка, участвуя в защите Ленинграда от воздушных налетов авиации противника.

Струк

Но прославился наш земляк позже, на передовой, когда был зачислен в разведку, где и проявился его геройский характер. Итак, в апреле 1943 года Михаил Струк продолжил войну в качестве разведчика и довольно быстро зарекомендовал себя смелым и дерзким бойцом, участвующим в захвате «языков». Однажды разведгруппа, куда входил красноармеец Струк, пленила и доставила в расположение роты ценного «языка» — немецкого офицера. Но при отходе к своим позициям наш земляк был тяжело ранен в грудь осколками разорвавшейся рядом мины и более двух месяцев вынужден был находиться на излечении в ленинградском госпитале.

А после выздоровления, в мае 1944 года, Михаил Струк был зачислен разведчиком в 49-ю отдельную разведывательную роту 46-й стрелковой дивизии, в составе которой и прошел боевой путь вплоть до Победы.

О разведчиках Великой Отечественной войны

Ныне, когда на вооружении армий мира имеются беспилотные авиационные комплексы и другие технические средства ведения разведки, во многом изменились и методы действия разведывательных подразделений, а в годы суровых испытаний в Великую Отечественную войну нашим разведчикам приходилось буквально «на брюхе» пробираться через передний край противника, ежесекундно рискуя жизнью, добывать ценные сведения или захватывать «языка», а потом тащить его на себе, стараясь, чтобы, не дай Бог, его не убили. Войсковые разведчики были глазами и ушами командиров всех рангов, и далеко не всегда им сопутствовала удача, не раз возвращались с раненными и убитыми боевыми друзьями, а сколько их не пришло вообще…

разведчики

Во фронтовой разведке основной задачей было брать «языка», чтобы добыть оперативную информацию о противнике. За таким «трофеем «шли двумя, а бывало и тремя группами, в состав которых входили группы захвата и поддержки, а если задание было особо сложным, то добавлялась и группа прикрытия.

Но взятие «языка» было не единственной задачей, стоявшей перед фронтовыми разведчиками Великой Отечественной войны, во время наступления им часто приходилось вести разведку боем. Тогда, находясь впереди наступающих частей, они завязывали бой с врагом, заставляя его раскрыть все спрятанные и хорошо замаскированные огневые точки. Шансов вернуться из такой разведки было немного, поэтому «разведку боем» называли еще и «разведкой смертью».

Комплектовались разведывательные подразделения лучшими бойцами и командирами, использовали их только по прямому предназначению и награждали за успехи без проволочек. Так, командующий Брянским фронтом К.К. Рокоссовский в своем приказе в августе 1942-го четко устанавливал виды наград разведчикам: за каждого захваченного вражеского солдата — орден Красной Звезды, за фельдфебеля — орден Красного Знамени, а за офицера — орден Ленина.

Одним из самых ярких примеров бесстрашия и героизма наших советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны является история, как 25 человек осуществили дерзкий рейд в тыл врага, разгромив и принудив сдаться гарнизон противника в несколько тысяч человек.

Это произошло в конце июля 1944 года. Части 51-й армии генерала Крейзера на 1-м Прибалтийском фронте вели наступление, в авангарде же действовала 9-я гвардейская, отличившаяся при освобождении Беларуси, Молодечненская механизированная бригада гвардии подполковника Сергея Стародубцева. В целях быстрейшего продвижения последний отправил группу разведчиков для действия в тылу врага, поручив командование гвардии капитану Григорию Галузе.

В группу вошли двадцать пять бойцов на трех захваченных у противника бронетранспортерах, заметим, что последними управляли водители-немцы из антифашистов, пожелавших воевать на стороне советских войск. Наши разведчики переоделись в немецкую форму и глубокой ночью двинулись по шоссе Шауляй — Рига. Шли на предельных скоростях, а попадавшиеся на пути единичные вражеские автомобили разведчики таранили, сбрасывая в кювет. Пройдя порядка 40 километров по немецким тылам, в 2 часа ночи 28 июля разведгруппа приблизилась к местечку Янишки, в котором располагалась 15-я панцер-гренадерская бригада СС (3866 человек), а также — части вермахта: пехотный батальон, рота саперного полка, две артиллерийских и три минометных батареи. Общая численность этих сил противника составляла около пяти тысяч человек. Общее командование войсками осуществлял генерал Еккельн. Речь идет именно о том Еккельне, который в феврале-апреле 1943 года руководил проведением карательной антипартизанской операции «Зимнее волшебство» на севере Беларуси.

При подходе к Янишкам колонну наших разведчиков окликнули немецкие часовые. На вопрос о пароле водитель из числа немцев ответил, что их группа только что вырвалась из русского окружения, поэтому паролей не знает. Поверив такому ответу, дежурный велел открыть шлагбаум, и наша разведгруппа беспрепятственно въехала в город.

Бесшумно перебив холодным оружием охраняющих танки полицаев, разведчики завели семь «тигров» и обрушились на противника. Эффект неожиданности сделал свое дело: часть немецких солдат и прибалтийских легионеров бежала, а бóльшая же — сдалась в плен подоспевшей подвижной группе наших войск. Неповрежденным нам достался и мост на реке Презенции.

А разведгруппа и передовой отряд продолжили движение. В 4:30 утра ее обстрелял немецкий бронепоезд, и бронетранспортер, в котором находился капитан Григорий Галуза, был расстрелян в упор, свалившись в глубокий кювет. От прямого попадания погибли командир старший сержант Погодин и водитель-немец, а сержант Самодеев и сам капитан Галуза получили тяжелые ранения. Командование разведгруппой принял на себя лейтенант Иван Чечулин. Преследуя отступающего противника, настигли колонну машин с пехотой и огнем из пулеметов и гранатами уничтожили 17 автомобилей и до 60 немцев и их литовских и латышских пособников, при этом лично Чечулин уничтожил три автомобиля. Разведгруппой по результатам скоротечного боя были захвачены три тягача, пушка и пять мотоциклов противника.

Всего за время рейда разведгруппа прошла по тылам противника 80 километров, нанеся ему весьма серьезный урон. И заслуженно Григорий Галуза и Иван Чечулин в марте 1945 года получили геройские звания. Только последний до получения награды не дожил — 2 февраля 1945 года он погиб в бою. Галуза же дожил до наших дней и умер в подмосковной Балашихе в декабре 2006 года.

А немецкий генерал-каратель Еккельн 2 мая 1945 года был взят в плен советскими войсками, на судебном процессе в Риге за военные преступления его приговорили военным трибуналом Прибалтийского военного округа к смертной казни и 3 февраля 1946 публично повесили в Риге.

О подвигах нашего земляка — разведчика

Орден Славы 3-й степени за номером 97640 Михаил Струк заслужил, когда, «будучи старшим в группе прикрытия, своими действиями обеспечил захват 4 пленных финнов».
Это из наградного листа, а надо дополнить, что во время начавшегося наступления наших войск Михаил Струк уничтожил пятерых врагов-финнов.

Орденом Славы 2-й степени за номером 7789 Михаил Струк был награжден за то, что «в течение суток преследования противника шел впереди боевых порядков пехоты, разведывая противника и сообщая данные командованию». Тогда же, в короткой боевой схватке, Струк огнем из автомата уничтожил 3 немцев, взял в плен еще 2.

орден

И командование особо отметило мужество и героизм разведчика Михаила Струка. Ордена Славы, самой высшей — 1-й степени, наш земляк удостоился, как прописано в наградном листе: «тов. Струк под обстрелом… противотанковой гранатой заставил навсегда замолчать пулемет. В схватке убил 7 немцев и взял в плен 4. При встрече с немецким взводом пехоты, он первым бросился на противника, забрасывая гранатами и расстреливая в упор из автомата».

И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-вражескими захватчиками ефрейтор Михаил Струк был награжден орденом Славы 1-й степени за номером 343, став полным кавалером высоко ценимой солдатской награды.

Струк

В завершение же зарисовки предложу читателям скромные, но трогательные строки Владимира Свадьбина, сына фронтовика-кавалера ордена Славы:

«Давно окончилась война,
А мне сегодня грустно стало.
Нашел в шкафу я ордена,
Что мне достались от отца,
А их с медалями немало.
Среди заслуженных наград
Держу в руке я орден Славы.
Он для матросов и солдат
В войну наградою был главной.
И в День Победы, каждый год,
Сиял всех ярче орден Славы.
Я за отца тогда был горд,
Что воевал он за народ
И победил в войне кровавой.
В тот день он шел к однополчанам,
Чтоб помянуть тех, кто погиб.
Не слышен был там звон стаканов,
И даже «Славы» свет там ник.
Советский орден. Из металла
Пятиконечная звезда.
И в центре Кремль, и надпись «Слава»…
Теперь таких наград не стало.
Теперь другие времена.
Но в День Победы я достану
Награды своего отца.
И подниму стакан за «Славу»,
За главный орден для бойца!»
Посвящается отцу-фронтовику
Свадьбину А.Т.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59