Какие проблемы стоят перед белорусскими лизинговыми компаниями
С того момента, как лизинг перешел под регулирование Национального банка, в развитие отрасли было привнесено новое дыхание, что в конечном итоге вылилось в исторический рекорд: объём лизингового бизнеса в 2024 году достиг 1,7 млрд евро. Но это не значит, что лизинговые компании не видят проблем и остановились в своем развитии, спокойно почивая на лаврах.
Сегодня белорусский лизинг представлен 99 организациями, внесенными в реестр Национального банка. Каждая из них в той или иной мере сталкивается с различными проблемами, находящимися в сфере привлечения финансирования и снижения передачи в лизинг автотранспорта, а также невозможностью на максимально высоком уровне реализовывать проекты, связанные с лизингом жилой недвижимости.
Почему проблема с привлечением финансирования осталась актуальной
В настоящее время половина всех денег, обращающихся в лизинговом бизнесе, принадлежит самим лизинговым организациям. Значит, остальные ресурсы привлекаются у сторонних инвесторов. Наиболее предпочтительными представители лизингового бизнеса считают ресурсы, заимствованные у зарубежных инвесторов, поскольку за границей деньги стоят дешевле. Такой вариант финансирования на руку белорусским лизингополучателям, потому что лизингодатель предлагает низкие ставки в случае валютного лизинга.

Казалось бы, проблема была успешно решена, поскольку в плюсе оказывался и лизингодатель, и лизингополучатель. Но в феврале нынешнего года государство изменило правила игры, внеся изменения в Гражданский кодекс и Закон «О потребительском кредите и потребительском микрозайме». Оба документа запрещают использовать иностранную валюту и ее эквивалент в договорах аренды и лизинга с физическими лицами, запрещая платежи в белорусских рублях привязывать к курсу иностранной валюты.
Как девалютизация и ситуация с утилизационным сбором отразились на лизинге автомобилей
Изменения, в первую очередь, коснулись лизинга автомобилей, где наиболее широко использовалась привязка платежей к курсу иностранных валют. Это относится только к физическим лицам, поскольку для ИП и юридических лиц возможность заключения валютных лизинговых договоров сохранилась. Соответственно, для физических лиц условия для получения лизинга стали менее выгодными.
Новые изменения в законодательстве, связанные с утилизационным сбором для автодилеров и с введением показателя долговой нагрузки для лизинговых платежей, начали отражаться на темпах роста не только лизингового, но и автомобильного рынка. Оба рынка начали падать, а надежда на их сохранение в текущих цифрах связана с предложением модельного ряда автомобилей, произведенных на территории Таможенного союза и по которым нет утилизационного сбора.
Какова ситуация с лизингом недвижимости
Многие лизинговые компании в качестве перспективного направления рассматривали работу с жилой недвижимостью. Но активность лизинговых компаний в названном сегменте также тормозится рядом факторов. В своем большинстве они связаны с незначительным количеством беспроблемных потенциальных клиентов и с недостатком ресурсов. Ресурсы, по мнению игроков на рынке лизинга недвижимости, должны быть доступными на протяжении 10 – 15 лет, но в настоящее время из-за запрета лизинга в валюте это стало невозможным, поскольку на финансовом рынке предложения длинных ресурсов в белорусских рублях ограничены.

Несмотря на это, лизинговые компании ищут инвесторов именно под операции с недвижимостью, потому что емкость рынка жилья в плане его стоимости намного привлекательней авторынка.
Действующие ограничения не дают возможности реализовывать большое количество лизинговых проектов, что не особенно способствует дальнейшему развитию отрасли.
Рекомендуем