Меню

От кинодокументалиста до инвалида: кого и за что сажают в тюрьмы Литвы, Латвии и Эстонии

От кинодокументалиста до инвалида: кого и за что сажают в тюрьмы Литвы, Латвии и Эстонии
Фото: из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер

Абсолютное беззаконие — основа «правовой системы» стран Балтии, в которых политические процессы превращены в инструмент расправы с инакомыслящими. В последние дни прибалтийская юстиция резко активизировалась — как по команде. Или действительно, по команде?!

Перечислить всех политических заключенных в странах Балтии невозможно. Их десятки, если не сотни. Полной статистики просто нет. Власти скрывают информацию о задержаниях и арестах, родственников шантажируют: «Откроете рот — сидельцу станет хуже». Поэтому для наглядности приведу только самые громкие дела, и то — далеко не все.

Прибалтийская «демократия», где закон превратили в инструмент произвола

4 ноября 2025 года в Эстонии задержан кинодокументалист и популярный ведущий Олег Беседин. По официальной версии «он как минимум с 2022 года участвовал в информационной деятельности, направленной на оказание влияния, совместно с людьми, действующими в интересах российских спецслужб».

Беседин официально подозревается по ч. 1 ст. 233 (ненасильственная деятельность, направленная против Эстонской Республики) и ч. 1 ст. 93-1 (нарушение международных санкций) Пенитенциарного кодекса. По первой статье предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок от 2 до 15 лет, по второй — до тюремного заключения на срок до пяти лет. 5 ноября суд взял Олега под стражу на два месяца.

От репоста до госизмены

Игорь Кузьмук, бывший депутат Рижской думы, в 2022 году сделал репост в Telegram — ссылку на сбор средств для российских военных. Без комментариев, без призывов. Это стало основанием для уголовного дела по статье 77.2 УК Латвии — «косвенное содействие террористам».

В феврале 2024 года суд первой инстанции полностью оправдал Кузьмука, указав, что в действиях отсутствует состав преступления: ни умысла, ни последствий, ни доказательств. Но прокуратура добилась пересмотра дела — и 28 октября 2025 года апелляционный суд приговорил его к двум годам лишения свободы. После оглашения приговора Кузьмука взяли под стражу прямо в зале суда.

14 латвийских журналистов судят по статье «нарушение санкций ЕС» — каждому грозит до четырех лет тюрьмы за профессиональную деятельность. Семидесятиоднолетний профессор Александр Гапоненко с февраля 2025 года под арестом за участие в теоретической онлайн-конференции. Участники «Ночного дозора» — движения по охране памятников советским воинам-освободителям, пока они еще были в Латвии — студентка Татьяна Андриец и Александр Жгун — за «администрирование» Telegram-канала, к которому они никогда не имели никакого отношения. Депутата Алексея Росликова задерживают и проводят обыски дома и в офисе за фразу с трибуны Сейма: «Русский язык — наш язык».

В Литве Альгирдаса Палецкиса дипломата МИД, экс-депутата, советника премьер-министра, вице-мэра Вильнюса еще в 2021-м году приговорили к 6 годам тюрьмы за «шпионаж в пользу России«.

«Состав преступления» — контакты с очевидцами событий, которые помогли ему опровергнуть официальную версию о «советском расстреле мирных граждан» в январе 1991 г. у Вильнюсской телебашни. Он доказал, что «свои стреляли в своих» — убийцами оказались местные боевики, стрелявшие с крыш близлежащих домов из оружия, которого не могло быть у советских военных.

5 ноября Верховный суд Литвы добавил Палецкису к его первому тюремному сроку — 6 лет за шпионаж, еще 10 месяцев и 18 дней «за клевету». Прокуратура, так отреагировала на его заявление о том, что «по вине литовских «партизан» в послевоенный период погибло 25 тысяч мирных жителей, из которых тысяча были младенцами» и заявила, что он «принижал партизан» — убийц.

78-летнего философа и историка Валерия Иванова вместе с журналисткой Эрикой Швенченене судят в Литве за то, что два года назад он в интервью тоже подверг сомнению официальную версию событий 1991 года около телебашни. В 90-е годы Иванов уже отсидел три года за критическое осмысление тех событий. Суд был назначен на 5 ноября, но в связи с болезнью подсудимых перенесён на 25 ноября.

В Эстонии журналист Светлана Бурцева осуждена на шесть лет за «отношения с Россией». Приговор вступил в законную силу.

Журналист и активист Аллан Хантсом получил 6,5 лет за организацию «Бессмертного полка» и, естественно, за «шпионаж».

Рижанка Елена Крейле стала фигурантом нескольких уголовных дел за изображения российской и советской атрибутики на окнах ее квартиры.

Суд приговорил женщину сначала к трем годам, затем еще к одному году лишения свободы.

Инвалид из Германии в Рижском централе

65-летнего инвалида Сергея Никитина, гражданина Германии, арестовали в Латвии два месяца тому назад, когда он вез гуманитарную помощь в российские дома престарелых: ходунки, памперсы. Возбуждено дело по статье 77.2 за «поддержку вооруженных сил агрессора». Инвалида отправили в Рижскую центральную тюрьму. У него изъяли зубные протезы, которые удалось вернуть только после вмешательства консула Германии. 4 ноября суд продлил срок его ареста на очередные два месяца.

Шпионаж за SIM-картами

14 октября в Латвии задержан очередной «шпион». Обвинение: сбор информации о силах НАТО, об оборонном секторе и… «По поручению российской спецслужбы подозреваемый собирал информацию об условиях покупки предоплаченных SIM-карт мобильной связи в Латвии». Без комментариев.

Искусство интерпретации

Показательный случай — преследование в Даугавпилсе за песню «Катюша», которую пассажиры хором спели в рейсовом автобусе. Полиция объявила розыск «государственных преступников», кого-то установили и показательно наказали. Официальный ответ Госполиции на запрос журналиста: «Нормативного акта, предусматривающего запрет конкретных песен, не существует. Каждый случай индивидуален, и законодатель не в состоянии охватить все ситуации. Поэтому правоприменитель наделен правом сам принимать решение, исходя из контекста».

Иными словами, правовая оценка любых действий зависит не от закона, а от настроения его блюстителей! Увы, не всегда грамотных, но всегда политически подкованных.

Оценка, зависящая только лишь от того, выспался сегодня страж порядка или нет; хорошо ли он позавтракал; дала ли ему ночью жена или другая женщина (или мужчина, кто их там разберет с сегодняшними латвийскими «ценностями»); не жмет ли ему левый форменный башмак и не получил ли он люлей от начальства на утренней оперативке…

Утверждение Госполиции позволяет объявить вне закона что хотите — вообще все на свете. Что значит — «Закон имеет пределы» и «каждый случай не может быть юридически урегулирован законом»?! Если случай юридически не урегулирован законом, значит, он просто не является противозаконным!!!

Это азбука и основа права

Статьи уголовных законов стран Балтии позволяют обвинить любого в «косвенном содействии террористам»; в «разжигании национальной розни»; в «помощи иностранному государству»; в «нарушении санкций ЕС», в «государственной измене», в «шпионаже» или, на худой конец, «в поддержке агрессии».

По этим статьям кого угодно можно привлечь к ответственности за все что угодно: за интервью, за репост, за публичное выступление или участие в конференции если ваше мнение не совпадает с «официальной трактовкой истории» — читай, ложью или с сегодняшней самоубийственной политикой стран-банкротов.

Власть боится не диверсий и не шпионов. Она боится даже намека на инакомыслие. Боится любого слова, которое звучит не в унисон. Боится тех, кто способен думать иначе — и потому спешит объявить их врагами. Боится всех, кто вообще способен думать.

Как учили нас на юрфаке ЛГУ, начиная с первого курса, гибель законности неизбежно приводит к гибели государства. В истории масса примеров, подтверждающих эту простую истину, недоступную правящим в нашей стране. Впрочем, им недоступно очень многое.

Все это лишь подтверждает факт, о котором я не устаю говорить: то, что происходит в стране, давно уже переросло понятие «кризис» во всех сферах жизни.

Это всеобъемлющая агония несостоявшейся национальной государственности в прибалтийских странах! Агония в одной из самых последних стадий, с предсказуемым скорым неизбежным финалом, свойственным любой агонии.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59