Священник: соблюдать только телесный пост — все равно что лететь на одном крыле
В православной Церкви 28 ноября начался Рождественский пост, который в народе еще называют Филиппов, поскольку начинается он сразу после дня, посвященного апостолу Филиппу – одному из двенадцати учеников Христовых.
Этот пост по продолжительности несколько уступает Великому и является не таким строгим: до 2 го января по субботним и воскресным дням, а также в большие праздники разрешается вкушение рыбы. Что касается мяса и пищи животного происхождения, то, согласно церковному уставу, во все посты следует от нее воздерживаться.
Конечно, у современного человека почти всегда возникают вопросы о целесообразности таких строгих ограничений. Часто приходится слышать о сложностях современной жизни и невозможности следовать древним уставам. Строго говоря, жизнь сегодня точно не сложнее жизни людей в IV или XVI веках. Но вот отношение к жизни, и повседневной и духовной, несомненно, разное. Если говорить коротко, то религиозные вопросы – вечная жизнь, близость к Богу, душевная чистота, покаяние, молитва – волновали в древности человека гораздо больше, чем сегодня. Поэтому и необходимость постов не вызывала вопросов и была чем-то само собой разумеющимся.
Духовная жизнь требует определенной дисциплины и воспитания, и без них здесь невозможно достигнуть каких-либо успехов. Но внутренняя сосредоточенность и самодисциплина очень трудно воспитываются, когда нет определенных внешних условий. Кроме того, в нашем мире многое легче делается сообща. Поэтому одно дело, когда человек индивидуально берет на себя какие-то подвиги или духовные упражнения, другое – когда вместе со всей Церковью, а значит, многими другими людьми он делает что-то духовно значимое, например, молится или держит пост.
В повседневной действительности мы тоже видим аналоги поста. По сути, постятся спортсмены, то есть употребляют определенную пищу и в умеренных количествах. Ограничивают себя в пище люди, стремящиеся хорошо выглядеть. Здесь нет никаких духовных или просто возвышенных мотивов, но даже в этих случаях необходимо воздержание и дисциплина, если человек стремится достичь желаемых результатов.
Поэтому пост не просто полезен для верующего человека, можно сказать, что для души пост так же необходим, как пища для тела. С другой стороны, нельзя забывать, что у поста есть две стороны. Как человек состоит из души и тела, так и пост имеет две составляющие. Пост телесный очень важен, и неразумно про эту важность забывать. Но соблюдать только телесный пост – это все равно, что пробовать лететь на одном крыле.
Есть еще пост духовный, который предполагает определенное воздержание в том, что потребляет человеческая душа. Очевидно, что, коротая время в постоянных увеселительных мероприятиях, утопая в интернете и социальных сетях, теряя время в пустых занятиях, никак нельзя осмысленно проводить постные дни.
Поэтому пост – это время, когда мы стараемся воздерживаться от лишней информации, от пустословия и осуждения, от праздного времяпровождения и тем более чтения и просмотра откровенно безнравственных вещей. Освободившееся время можно употребить на чтение духовной или даже просто хорошей литературы, на семейные мероприятия, посещение родителей или друзей, о которых мы позабыли. И, самое важное, конечно, это посещение храма, подготовка к исповеди и Причастию.
Нельзя забывать, что пост – это средство, а не цель, и установлены посты не для того, чтобы ограничить нашу свободу, а чтобы помочь нам на пути духовной жизни. В конце концов, пост для человека, а не человек для поста. Поэтому, если мы не можем исполнять все предписания поста в силу своей работы, или возраста, или недугов, – Церковь не только не заставляет нас держать пост в ущерб своему здоровью, но строго предписывает в этом случае ослаблять телесную сторону поста.