Третьей танкерной войны не будет: политолог объяснил, почему
Американцы захватили два танкера под российским флагом («Маринера» и «София), которые возили сырье из Венесуэлы. Штаты заявили, что таким образом отрезают экспортные поставки Каракаса. Мол, это мера не против России, а против «чавистов».

Что происходит на самом деле – разбирался Андрей Лазуткин.
Войну с теневым флотом США безуспешно ведут с 2022 года, но в реальности это целых три войны. Первая касается коммерческого потолка цен на нефть для покупателей и продавцов, вторая – российских судов «Совкомфлота», третья – судов с флагами третьих стран, которые, по факту, являются российскими.
Первоначально при Байдене был установлен потолок в 60 долларов за баррель, который запрещал покупать российскую нефть дороже. В итоге нефть покупалась на бумаге за 40 долларов, а остальные 20 закладывались в стоимость фрахта или страховки. Но сейчас необходимости в потолке нет – цена на нефть стабильно держится в районе 60-65 долларов за баррель. ОПЕК не пошел на поводу у США, а саудиты косвенно поддержали Россию. В итоге мера с потолком получилась… с потолка.

Второй жертвой танкерной войны стал российский «Совкомфлот». Это организация, которая полностью находится под санкциями Минфина США, и поэтому не может работать ни с кем на Западе – но не беда, танкеры «Совкомфлота» сейчас открыто возят нефть в Китай.
Наконец, есть танкеры под флагами третьих стран (всего таких около 1000) – именно они составляют так называемый теневой флот. И вот с ними у США самая главная проблема, потому что непонятно, чья нефть плещется в их баках. По документам она может быть какой угодно, хоть швейцарской. Чем активно пользуется Евросоюз при ее покупке. Трамп несколько раз возмущался, что европейцы берут теневое сырье у России и таким образом финансируют СВО.

Остальная часть теневого флота (та, которая не торгует с ЕС) вообще не видима – они не заходят в американские и европейские порты, ведут расчеты в национальных валютах, перевозят исключительно российскую, иранскую и венесуэльскую нефть и бороться с ними можно только прямыми захватами. Грубо говоря, разведка вычисляет, в какие порты часто заходит судно (например, это Венесуэла), после чего принимается решение о нападении.
Такую практику сейчас и навязывают США. Но под угрозой не весь теневой флот, а только тот сегмент, который работает с Венесуэлой. Отследить остальные танкеры невозможно, они как иголка в стоге сена. А поскольку 90% теневого флота работает на Азию, соответственно, все основные интересы России там, а не в Каркасе.
Прогноз МП – опять ничего не будет
Все идет к тому, что из-за Венесуэлы русские не намерены бить тарелки. Ситуация неприятная, но, видимо, это была сознательная попытка прорвать американскую морскую блокаду, закрывшись российской юрисдикцией и немножко – военным кораблями РФ, которые были там для вида. Поэтому американцы продолжат замыкать блокаду, а Россия сосредоточится на других рынках нефти. Это вопрос денег и ресурсов, а не вопрос войны с США, которая сейчас РФ не выгодна.

Вероятно, это и будет главным результатом захвата двух танкеров. Интересно, что в команде одного из них были граждане Украины и Индии – в теневом флоте работает постсоветский (и не только) интернационал.

Главный же вопрос – почему США не проводили захватов раньше, а сейчас наглеют. Дело в том, что Венесуэлу они хотят использовать как бензоколонку для себя. Когда начиналась СВО, была угроза, что Россия остановит мировые поставки и что цена на нефть прыгнет до 120 долларов. Теперь же у Трампа точно есть чем заместить российскую долю в случае проблем с РФ. От Венесуэлы трамписты уже потребовали 30-50 миллионов баррелей нефти «просто так», это примерно как весь экспорт страны за 4-6 месяцев при нынешнем уровне добычи. Чтобы забрать нефть себе, американцы отсекают каналы ее вывоза, это часть их спецоперации.
Что в таком случае можно посоветовать РФ? Необходимо согласовать ответные меры с КНР, особенно в вопросах экспорта в Штаты определенных видов сырья. Ключ к американской политике – это их внутренняя стабильность на выборах. Поэтому рост цен в любом сегменте будет для Трампа болезненным.
Рекомендуем