Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Выгодны ли Литве санкционные игры против Беларуси

Выгодны ли Литве санкционные игры против Беларуси

Литва 1 февраля прекратила перевозку продукции «Беларуськалия» по своим железным дорогам. Официальный Вильнюс заявил, что это произошло из-за санкций США, введенных против Беларуси.

«Беларуськалий» — второй по величине производитель калийных удобрений в мире. США ввели санкции не только против самого предприятия, но и против «Белорусской калийной компании», экспортного подразделения производителя. К тому же, американцы дали срок до 1 апреля индийским, бразильским и китайским клиентам «Белорусской калийной компании», чтобы они свернули свой бизнес с белорусскими партнерами. Цены на калий для сельского хозяйства и без того приблизились к своему десятилетнему максимуму, а действия американцев еще больше усиливают опасения скачка цен. Поэтому, глава белорусского правительства Роман Головченко был абсолютно прав, говоря о компенсации за счет роста мировых цен потери маржинальности белорусским производителем из-за «более длинного логистического плеча».

В ответ на действия Литвы Беларусь с 7 февраля запрещает перевозить по своей территории грузы Литовских железных дорог.

Чиновники министерства финансов Литвы считают, что запрет на транзит через Беларусь литовских грузов не окажет существенного влияния на экономику страны, поскольку ввиду имеющегося спроса на товары, следующие транзитом через Беларусь, могут быть выстроены другие логистические цепочки. Министр финансов Литвы Гинтаре Скайсте утверждает: «Мы работаем с конкретными компаниями, чтобы решить их проблемы, и ситуация действительно управляема. Я думаю, что существенного влияния на экономику быть не должно».

Министр финансов Литвы Гинтаре Скайсте

Решение литовскому Сейму о поддержке Литвой американских санкций против белорусского флагмана далось нелегко. Литовские парламентарии осознавали, что санкции невыгодны как Беларуси, так и Литве, и в результате расторжения договора с белорусским производителем удобрений пострадают Литовские железные дороги и Клайпедский порт.

Депутат Сейма Раймундас Лопата

Но они, по словам депутата Сейма Раймундаса Лопаты, руководствовались следующей логикой: американцы ввели санкции не только против «Беларуськалия», но и против компаний, сотрудничающих с ним, поэтому «… это было одним из мотивов принятия нашим правительством решения о прекращении транзита «Беларуськалия» через Литву. А политическая сущность этого решения всем прекрасно понятна: около 12% бюджета Беларуси как раз составляют доходы с продажи калийных удобрений». Несмотря на экономические потери литовских предприятий, которые будут компенсированы за счет средств государственного бюджета и средств, выделенных Европейским Союзом, «правительственная комиссия по изучению сделок стратегических предприятий признала, что такой транзит представляет угрозу для безопасности Литовской Республики».

Политолог и публицист Римвидас Валатка

В подтверждение политического решения властей литовский политический обозреватель Римвидас Валатка в своем интервью заявляет: «… сейчас мы переживаем момент истории, когда надо четко определить, где ты стоишь: на стороне западных демократий, или на стороне восточных диктаторов? И Литва, как ни странно, опять находится на острие этого выбора. Так было в 1990–1991 годах, такая же ситуация и сейчас. И если бы мы в 1990 году думали про деньги, мы никогда не стали бы членами ЕС и НАТО…».

Таким образом, Литва приняла целиком политическое решение, отбросив экономические потери в сторону и мотивировав свои действия расхожей среди литовцев фразой конца 1980-х годов: «Запад нам поможет».

Сегодня вступают в действие белорусские контрсанкции. От них пострадают в первую очередь те литовские фирмы, которые закупают в Беларуси сырье и нефтепродукты и экспортируют продукты питания. Литовский бизнес уже давно играет роль посредника между постсоветским пространством и Западом, закупая в Беларуси и России сырье и зарабатывая на перепродажах. Литва вовлечена в торговлю нефтепродуктами, производящимися в Беларуси. Прекращение торговли ими нанесет ущерб Литве.

Введение Беларусью эмбарго на импорт продукции литовской пищевой промышленности (мяса и сыров, например) станет действительно болезненным для литовских производителей.

Но перекрытие литовского транзита через Беларусь нанесет ощутимый удар по экономике соседней страны, несравнимый с точечными действиями против отдельных предприятий и отраслей. Даже если и построит Литва новые логистические цепочки, это все равно приведет к росту цен на товары, что скажется на их конкурентоспособности.

Действия и Литвы, и Беларуси касаются экспорта друг друга, который, если брать цифры 2020 года, был сопоставимым, но дело здесь не в цифрах, а в значении транзитных перевозок и доставки сырья или оборудования для промышленности. Именно по значению перевозок Литва более зависима от белорусской стороны. Решение Беларуси не принимать железнодорожные составы из Литвы создаст серьезные трудности как для Литовских железных дорог, так и для ее клиентов. Литовцам придется пересматривать или аннулировать существующие контракты, а заключение будущих может оказаться под большим вопросом.

В санкционное противостояние с Беларусью Литва вступила под давлением США и Евросоюза, а разгребать экономические и имиджевые последствия ей придется самостоятельно.