Почему некоторые выпускники вузов боятся распределения
Совсем скоро выпускники определятся с первым рабочим местом. Здесь играют роль многие факторы: оценки, навыки, амбиции. И просто удача.
Процесс распределения стартует еще во время учебы. В университетах и колледжах проводятся ярмарки вакансий, где представители организаций предлагают первые рабочие места. Комиссия по распределению из числа сотрудников учебного заведения, организаций — заказчиков кадров и министерства учитывает успеваемость, личные предпочтения и потребности рынка труда при принятии решения о распределении каждого выпускника.
Как правило, есть еще и предварительное распределение. Оно дает возможность примерно узнать, кто из студентов уже работает и собирается представить заявку из организации, где трудоустроен, а кто только ищет работу или вообще не занимался этим вопросом. Поэтому времени найти работу мечты у будущих молодых специалистов предостаточно.
Столица принимает не всех?
Самое страшное для иногороднего студента — уехать куда-то далеко-далеко от Минска или от своего родного города. Поговорили с Ангелиной Сороко, студенткой 4-го курса факультета журналистики. Девушка активно развивается в музыкальном направлении и заряжает стены альма-матер своим голосом. Но распределения, как и многие, боится:
— На самом деле с начала учебного года я в страхе перед будущим, — делится переживаниями девушка. — И в основном это касается распределения. Вроде как привыкла к такому круговороту — ты ходишь в универ, занимаешься творчеством, организовываешь мероприятия и при этом пробуешь себя в других направлениях. Всегда боялась конкретно окунуться в свою специальность, в журналистику. Потому что хочется делать это качественно, значит, надо уделять работе достаточно времени. Но я человек творческий и хочу побывать везде и всюду, набраться опыта и, так сказать, на себя примерить другие сферы деятельности. Я очень хочу остаться в Минске и попасть по распределению туда, где мне комфортно, где я могу раскрыться. Сейчас мне нужна заявка от организации, где я хочу пройти отработку. Иначе будет так, как комиссия решит, и это может быть либо мой родной город, либо другой район. Тут уже распределительная шляпа из «Гарри Поттера» поможет! — шутит Ангелина. — Наслышана я о многом по поводу распределения. В любом случае уже продумала запасные планы. Но хочу направить все мысли, веру и энергию на предстоящую практику, которая также может помочь мне в распределении.
Для тех, кто ищет себя в научной деятельности, есть год отсрочки. Можно пойти в магистратуру, главное, идти по любви, ведь лишний год никак не поможет одолеть страхи, связанные с работой.
Волнуемся и движемся вперед
Екатерина Котова учится на 1-м курсе магистратуры психологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. И хотя за плечами бакалавриат, все равно переживает, ведь в планах — проходить отработку именно в столице.
— Предстоящее распределение для меня что в прошлом году, что в этом сопровождается тревогой и страхом. Вдруг меня не отпустят на отработку в Минск или мест не будет, или коллектив сложный. Я нахожусь в длительных отношениях, и город для меня имеет принципиальное значение. Рассчитываю, что у меня получится найти себе хорошее место, куда меня распределят, и я буду с удовольствием ходить на отработку, а может, и останусь там после нее. Но переживания никуда не деть, поэтому волнуемся и движемся вперед, — шутит Екатерина. — По опыту прошлого года могу сказать следующее. Процесс определения первого рабочего места проходил так. Март — предварительное распределение, где тебе предлагают варианты, которые вообще есть в реестре. И здесь все зависит от среднего балла. Ты заходишь в кабинет и выбираешь то, что тебе ближе из предложенных вариантов. Апрель — окончательное. Нас по очереди вызывали и озвучивали, где мы будем отрабатывать. Я еще долго пребывала в состоянии некоего транса — четыре года пролетели очень быстро и уже нужно настраиваться на адаптацию на новом рабочем месте…
У Екатерины был свой план «Б», ведь она уже давно решила, что пойдет в магистратуру. Однако и там обучение подходит к финишу:
— В этом году я активно ищу себе подходящее место. Езжу на собеседования, общаюсь с людьми и стараюсь делать все, чтобы снизить градус тревожности, ведь сейчас один из важных этапов в моей жизни. Да, он не определяющий, но мне бы хотелось, чтобы он прошел как можно спокойнее. Я хочу профессионально помогать всем, кто доверится мне в трудные моменты жизни, а чтобы помогать эффективно, мне нужно самой чувствовать себя уверенно и комфортно.
Не конец, а следующий этап жизни
Боятся распределения не все. Наши будущие врачи, как никто другой, готовы к распределению. Это и понятно: позади столько лет учебы, хочется уже наконец лечить людей, а где — не так уж и важно.
Алина Овчинникова учится на 5-м курсе лечебного факультета ГГМУ и не считает отработку чем-то страшным:
— Для кого-то поступление в субординатуру — очень волнующее событие, но не для меня. Я рассматриваю это как следующий этап своей жизни. В нашем университете есть пять профилей субординатуры: терапия, общая врачебная практика, хирургия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология. При распределении учитываются средний балл успеваемости, научная и общественная деятельность за все пять лет. Уже со 2-го курса я поняла, что мне не хотелось бы связывать свою жизнь с хирургическими профилями. Пришлось делать выбор: терапия или общая врачебная практика. И взвесив все за и против, решила подавать документы на общую врачебную практику, так как в данном профиле я вижу много возможностей для развития и профессиональной реализации.
Будущих медиков распределяют независимо от формы обучения: отработка есть у всех. Сначала студентов распределяют в интернатуру, затем — на дальнейшее место отработки. Но у тех, кто учился платно, есть возможность забрать свободный диплом, если на первом месте работы что-то пойдет не так. Однако Владислава Чепикова, студентка 5-го курса медико-диагностического факультета ГГМУ, ничего не боится, девушка уверена в своей профессиональной подготовке.
— Перед распределением, конечно, волнуюсь, как и все студенты. Очень надеюсь, что у меня будет возможность попасть именно в то учреждение здравоохранения, о котором мечтаю. А в целом я не боюсь трудностей, готова выкладываться на все сто, применять знания, полученные в альма-матер. Независимо от того, куда меня распределят, — говорит студентка.
В «Мак» никто не пойдет
Лиана Бурак учится на факультете международных отношений и место распределения нашла еще на 2-м курсе. Сейчас проходит там преддипломную практику, и ни о чем не переживает.
— Место распределения у нас можно выбрать самому, главное, то, где ты проходишь преддипломную практику. Есть, конечно, стереотипы, мол, все поголовно пойдут либо в «МакДональдс» напротив ФМО, либо в МИД. Но на самом деле в «Маке» не работает никто, если речь о безысходности, а не о личном желании, — шутит девушка. — А в МИД идут только те, кто действительно сделал для этого максимум и сам стремился туда попасть.