Меню

Христианство, футбол и дети. Как современный священник из Несвижа все успевает

Фото: Семья Фокиных выбрана представлять Несвижский район на конкурсе «Семья года — 2024»

Павел Фокин родился в Куйбышевской области (Российская Федерация) в 1990 году, и это событие, пожалуй, для его родителей можно считать первопричиной принять таинство крещения в православной церкви. Как так получилось, он и сам до конца не знает, говорит, может, время тогда было подходящее. Вот только с тех пор Бог как будто всегда присутствует в его жизни. Теперь Павел — священник храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Несвиже, директор воскресной школы и отец троих детей.

Парадоксальное поступление

Еще в детстве Павел старался не пропускать ни одной воскресной службы. Хотя однажды все-таки пришлось остаться дома, тот случай запомнил на всю жизнь!

В 1991 году семья Фокиных перебралась в деревню Шарпиловка (Гомельская область), а в 2002 году — в Несвиж. Причиной смены места жительства стало рукоположение старшего брата Павла во священники. Того отправили в приход в деревне Большая Лысица, куда, дабы быть поближе к сыну и помогать ему, переехала и их мама.

— Мой брат, будучи обычным солдатиком, проходя срочную службу в Несвижской воинской части, очень часто в шинели прибегал сюда, в этот храм несвижский. Как мы называем «старая церковь на новом месте». Здесь тогда служил отец Дмитрий Хмель. В 1998 году брат женится, вскоре принял сан, а спустя некоторое время начинается и мое путешествие в Несвижский край, — улыбается Павел.

Проводя время со старшим братом, он и сам стал пономарить при храме и помогать по хозяйственно-церковным делам. А потом, получив от того рекомендацию, поступил в Минскую духовную семинарию в Жировичах. Но без казусов не обошлось…

— Мое поступление в семинарию было парадоксальным. Я, на самом деле, плохо подготовился к вступительным экзаменам, почему-то больше времени потратил на приходскую жизнь своего брата, потом — на футбол. И поступил я вообще последним, потому что мое имя забыли произнести, — смеется Павел. — Это до сих пор такая байка в семинарии… Заседание, мы сдали уже экзамены, всех пригласили в актовый зал. Читают-читают список, произносят последнее имя и закрывают книжку. А мое имя не назвали. У меня уже перед глазами сапоги, армия. Куда я в августе поступлю, тем более ЦТ не сдавал? Все! И тут говорят: «Яшчэ аднаго забылі!» Переворачивают листочек — и там мое имя. Я считаю, что мое поступление и учеба в семинарии — это чудо.

Место, где можно быть собой

Окончил семинарию Павел без единой тройки и с большим количеством пятерок, но так дело шло не с первого курса…

— Как окончил? Я не знаю, честно. Это божья милость! — заявляет Павел. — Нет, учиться мне нравилось, а после определенного курса как будто что-то стрельнуло. Было обидно, что один наш преподаватель про меня сказал: «Типичный троечник». Меня зацепило это, и больше троек я не получал. Старался быть более прилежным учеником. Когда оканчивали, я был не первым в списке, но ближе к десятке. И я был счастлив.

Ну а после встал выбор, в какой же приход идти дальше. Из двух вариантов — Борисов и Несвиж — Павел выбрал второй. Вернулся он сюда в 2013 году дьяконом, а через два года стал священником. И о смене места дислокации не помышляет: все-таки за одиннадцать лет приход стал уже родным. Тем более за это время выросло поколение его воспитанников. Те, кто когда-то пришел в воскресную школу ребенком, сегодня уже воспитывают своих детей.

В семье Фокиных есть традиция читать на ночь детям сказки. Начинали со стандартных, а потом перешли на более современные — «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Часодеи». И детям эта идея понравилась.

Что касается воскресной школы, запустилась она всего десять лет назад и тогда состояла из трех групп, трех педагогов и директора. Двери за весь этот срок закрыть пришлось только два раза на месяц-полтора в связи с пандемией коронавируса. Дети начали болеть, нужно было принимать меры.

В арсенале священника и по совместительству директора воскресной школы — 86 игр, благодаря которым дети учатся вере через интерактивную форму взаимодействия

— Когда школа закрывалась, многие дети скорбели. Им было очень больно, поскольку для некоторых это единственный момент, где можно побыть самими собой, — отмечает Павел. — На самом деле, детям из семей, где присутствуют некоторые духовные ценности, очень тяжело перестраиваться, им вообще тяжело в этом мире. Таких ребят можно без преувеличений назвать белыми воронами. Потому что в школе они порой слышат ту же самую нецензурную брань от одноклассников, видят какие-то «прикольные» отношения между парнями и девушками, а, придя домой, наблюдают совсем другую картину между родителями. То есть они как будто оказываются в совершенно другом мире и не могут понять, где истина. И иногда происходит самое страшное — переворот ценностей, когда дети просто уходят из церкви.

Поэтому здесь у нас в воскресной школе существует негласное правило: «Если ты не пришел в воскресную школу, то ничего страшного!» Ведь если ребенка принуждать что-либо делать, он заранее настроится на негативный лад и вряд ли оценит занятие по достоинству.

— Иногда нужно подстегнуть ребенка, а иногда — дать свободу. Моя задача, как священника, — познакомить моих молодых прихожан с личностью Христа. Это на самом деле не так уж и просто. Заунывно читать некую лекцию — этого точно нет. Как мне кажется, очень важно проводить аналогии, своими вопросами спускаться к детям, к тому, что их сегодня окружает, — делится своим размышлениями Павел.

Воспитывать не детей, а себя

Пусть свою жизнь Павел посвятил служению Богу, это совсем не означает, что он отошел от мирской жизни. Напротив, его увлечения выдают в нем современного молодого человека. Что за они? Например, футбол.

Играл Павел еще во времена учебы в семинарии и по сей день сохранил любовь к этому виду спорта. Тренировки два раза в неделю, плюс он совместно с отделом образования Несвижского райисполкома организовывает турниры среди учащихся местных школ, которые, правда, последние пару лет не проводились из-за пандемии. Однако планы по возвращению уже имеются!

В церковь Павел всегда идет с улыбкой, иначе его и представить невозможно

— Футбол — это тоже жизнь, — считает Павел. — Есть желание привлечь детей к этому спорту. Пускай погоняют лучше мяч, чем потратят это время на нечто менее полезное. Вообще, футбол, как мне кажется, — это самая лучшая среда для социализации подростков, где ты можешь показать свои навыки. Даже если не умеешь играть, станешь на ворота, будешь ловить мяч, ну, или вытаскивать его из сетки. Плюс это некая моя миссия, и я могу быть ближе к людям. Они могут увидеть, что я тоже человек.

Дома же в отношениях с детьми Павел с женой придерживаются такого правила: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя — и они будут похожи на вас». Их старшей дочери уже 11 лет, средней 8 лет, младшему сыну 4 года. Они тоже ходят в церковь. А как иначе, когда папа — священник, а мама поет в церковном хоре?

Хоть церковь достаточно старая и требует реновации, иконы тут заполняют буквально каждый уголок пространства, а Павел может провести целую экскурсию по храму и рассказать его историю

— Супруга всякий раз утешала меня, когда это было необходимо. Поддерживала мои решения, всегда была рядом в трудную минуту. Я не могу представить, кем бы я был сейчас без ее участия в моей жизни, — резюмирует Павел.

Я задаюсь вопросом: «Почему я здесь?» Но мне очень хочется верить в то, что вся моя жизнь — это движение навстречу Богу. И с самого детства я, может, не осознавал, что делаю, зачем это делаю. Но, мне кажется, я к чему-то шел и к чему-то иду до сих пор. Я нашел что-то и сигнализирую обществу об этом. Ничего не хочу навязывать, но хочу поделиться этой радостью встречи с Богом, которую должен пережить каждый человек

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59