Сбудется ли давняя мечта матушки Гавриилы?
Уверен, обязательно сбудется. И очень скоро. Потому что касается она защиты и воспитания сирот. Эта проблема имеет важное значение не только для детей, оставшихся без родителей, но и для всего общества.
В чем же проблема? Ведь в Беларуси делается очень многое для поддержки сирот. Есть интернаты, детские дома, повсеместно создаются детские деревни, где ребята живут в больших семьях с приемными родителями. Порой дети-сироты обеспечены материально даже лучше тех, у кого есть родители. А по достижении 18-летия сироты имеют право получить от государства жилье. Но, несмотря на заботу государства, остается немало проблем.
Государственная поддержка, какой бы щедрой она не была, никогда не сможет заменить родительскую любовь. А недостаток любви ведет к весьма печальным последствиям. Наукой доказано, что воспитание в детских домах и интернатах приводит к недоразвитию психики. Многие 16-летние выпускники интернатов отстают от ровесников в развитии на несколько лет. Сложно проходит и адаптация выпускников детских домов и интернатов в социуме. Напротив, моего дома прекрасный новый дом. Но там периодически появляется милиция и выводит всякий раз по несколько молодых людей. Оказалось, в доме получили квартиры детдомовские. Жильцы крайне недовольны таким соседством.
Получается порочный круг: отвергнутые родителями дети создают обществу проблемы, общество делает их изгоями, а в ответ получает усиление агрессии. Есть ли выход? Наверное, панацеи нет ни от чего. Но, тем не менее, есть позитивный опыт. В России разорвать порочный круг агрессии смогла Русская православная церковь. Созданный при Покровском монастыре приют показал эффективность участия монахов в воспитании сирот. Сейчас в России действуют более десятка приютов при монастырях. Этот опыт заинтересовал председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталью Кочанову. Она провела совещание с руководителями государственных органов и Белорусской православной церкви, на котором обсуждалась возможность организации при монастырях приютов для детей, чьи родители лишены родительских прав.
Идея Натальи Ивановны была поддержана церковью. Для ее воплощения нужно решить ряд формальностей: внести соответствующие поправки в законодательство и уставные церковные документы. Уверен, благое начинание будет поддержано на всех уровнях без проволочек. И даже определено место начала реализации инициативы. Это Свято-Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь. Гродненская обитель выбрана не случайно: организация детского приюта при монастыре — давняя мечта настоятельницы матушки Гавриилы.
— Когда я приехала в Гродно в 1992 году, уже видела в России созданные при монастырях детские приюты, — рассказывает матушка Гавриила. — Тогда и поставила цель организовать при гродненском монастыре такой приют. Понятно, что для девочек. При женских монастырях должны быть приюты для девочек, при мужских – для мальчиков. Но местная власть не поддержала. В ту пору в Беларуси было еще очень сильно атеистическое мировоззрение. Но мотивировали просто — нет закона. Боялись и того, что девочки останутся в монастыре. На самом деле эти опасения надуманны. Ведь в царское время в России были не только приюты, но и школы при монастырях, куда отдавали своих детей вполне благополучные родители. И монашеский сан выпускники принимали добровольно в редких случаях. Но выпускники таких приютов и школ становились не только образованными людьми, но и имели твёрдый нравственный стержень. Помните, как называли выпускниц таких заведений при царе? Благородные девицы. Они, действительно, были благородными. Достоинство, целомудрие, честь для них не были просто словами.
Несмотря на то, что постоянный приют для детей сирот нам организовать не удалось, идею мы не оставили. С 1996 года на летний период стали привозить в обитель девочек из Лидского детского дома. Поначалу дети проявляли агрессию. Даже их игры нельзя было назвать играми: пинали друг друга, толпой наваливались на одну. Было видно, что они обделены не только любовью, но и материальной заботой: в обители девочки впервые увидели варенье. Монахини работали с детьми с терпением и любовью. И это дало результат. Уезжали девочки совсем другими от нас. Наверное, впервые в жизни они не только почувствовали, но и сами стали проявлять сострадание и любовь.
На мой взгляд, воспитание детей-сирот именно при монастырях очень важно и будет давать хороший эффект. В интернате воспитатель приходит на работу, всю любовь он отдает дома своим детям. А в обители у монахов нет детей, и они всю любовь отдают сиротам. Можно воспринять мою точку зрения, как спорную, но в данном случае правоту подтверждает практика.
Как только инициатива о создании приютов для сирот при монастырях получила огласку, нашлись и оппоненты. Разумеется, в первых рядах противников змагары. Они, как в старом советском мультике «Баба Яга против», всегда все осуждают и критикуют, не давая при этом конструктивных предложений. Только закончилось совещание у Натальи Кочановой, тут же заголосили: государство хочет спихнуть с себя финансирование детских приютов. Нет, граждане змагары, не хочет! Это подтвердила матушка Гавриила:
—Финансирование приютов будет осуществляться за счет государства. Будет и благотворительная помощь, конечно. Задача церкви и монастырей обеспечить необходимый уровень нравственного воспитания детей и подарить им ту любовь, которой они в силу жизненных обстоятельств были обделены.
Будем надеяться, что начало реализации благородного проекта мы увидим уже скоро. Хотелось бы уже этим летом.