Хорошие-плохие беженцы. Станет ли актуальной для Беларуси проблема с мигрантами?
Наша страна практически мононациональная: по данным переписи 2019 года белорусы составляют 85%. И невооруженным глазом видно, что проблем с мигрантами у нас нет. При этом важно отметить, что проживающие в республике представители других национальностей не испытывают проблем. Но новые реалии жизни приносят новые вызовы.
Внезапная идеализация Беларуси
В последние несколько лет можно отметить значительное повышение привлекательности нашей страны для переселенцев. Чем это вызвано? На мой взгляд, два фактора: экономическая стабильность и неизменная тенденция к росту во всех сферах, а также обратный эффект от антибелорусской истерии, развязанной Западом и активно поддержанной в Польше, на Украине и в Прибалтике. У людей эта примитивная пропаганда вызвала повышенный интерес к нашей стране. И тут как нельзя кстати пришелся безвиз: жители недружественных приграничных стран смогли воочию убедиться во лжи своих политиков. И сегодня добрая слава о нашей стране распространилась уже далеко за пределы Польши и Прибалтики. Знакомые жители Германии рассказывают мне о восторженном восприятии Беларуси многими немцами. И порой это восприятие даже уходит от объективности к мифам. Так, в годы перестройки мы создавали мифы о идеальном благополучии в США и странах Западной Европы. Теперь пришло время им идеализировать нас. Разумеется, ярко распиаренная на фоне попыток очернения Беларусь теперь для многих стала мечтой.
Это не детские шалости
С начала СВО немало беженцев прибыло в Беларусь с Украины. Но стоит отметить, за статусом беженцев украинцы стали обращаться часто еще с 2014 года, после пресловутого майдана. Беларусь приняла украинцев с открытым сердцем. Но, как выяснилось, не все приехали в нашу страну с добрыми намерениями. Большой резонанс вызвало недавнее задержание банды молодых людей, завербованных спецслужбами Украины. Руководила ей молодая девушка из семьи украинских беженцев, 16-летняя Мария Мисюк. Украинский куратор группировки по имени Маричка предоставляла инструкции по изготовлению взрывных устройств и коктейлей Молотова. В первую очередь, теракты планировалось проводить в отношении силовиков. Как сказала Мария Мисюк, «если взрывать кого, то людей в форме». Первый теракт планировали в Барановичах. «Какая польза Украине? Что тут начнется хоть что-нибудь, понимаете? Общественный резонанс», — пояснила цели преступного замысла Мисюк.
Справедливое возмущение
Реакцию наших граждан я считаю справедливой. За несколько дней после опубликования новости я получил немало комментариев на моем ТГ-канале. Люди возмущены тем, что мы радушно приняли беженцев, а получили черную неблагодарность. Многие в пылу даже предлагают прекратить принимать с Украины беженцев. Да, случай единичный. Но он приводит к мыслям о чистоте намерений остальных. Конечно, не нужно всех, как говорится, под одну гребенку.
Русофобия и ненависть к СССР
Я хорошо понимаю людей, написавших эмоциональные комментарии. Действительно, беженцы с Украины могут нести опасность. Основная причина в многолетнем промывании мозгов. Больше трех десятилетий на Украине взращивалась русофобия, ненависть к СССР. То есть практически все люди младше 50 лет в той или иной степени там зомбированы. К сожалению, касается это не только, как принято считать, западных регионов Украины. Для иллюстрации приведу пример. В пригородах Киева есть традиция за символическую плату подвозить до метро попутчиков. Люди стоят в очереди и подъезжающие авто забирают по несколько человек. Подъезжает ВАЗ 2106. Никто не садится. Шипение: «москальская машина», «совок». В итоге из середины очереди пара пенсионеров садится в это авто. Подчеркиваю — это Киев, а не Ивано-Франковск! О молодежи можно и не говорить. Многие школьные учителя проходят «дополнительную подготовку» в разных зарубежных фондах, а потом интерпретируют в духе ненависти ко всему русскому и без того чудовищную школьную программу по истории и литературе.
Контрастное отношение к Беларуси
Отношение к нашей стране на Украине может вызвать когнитивный диссонанс. Могу точно сказать одно — равнодушных нет. Это одновременно восхищение с завистью и какая-то животная ненависть. Интересно то, что это даже не привязано к социальным группам. Одновременно восхищаться Беларусью и ненавидеть ее может один и тот же человек. Экономическая стабильность вызывает уважение практически у всех. Александр Лукашенко является, по данным опроса, проведенного при Порошенко, самым популярным зарубежным политическим лидером. И вместе с тем создаются грязные нарративы о «кровавом режиме», «колониальной» зависимости от России.
Зачем едут?
Это важный вопрос, на который мы должны иметь ясный ответ. С момента обретения «незалежности» украинские гастарбайтеры заполонили и Россию, и Европу. Украина с каждым годом больше скатывалась в пропасть, и наиболее предприимчивые всеми путями старались перебраться в лучшие края или как минимум найти постоянный заработок за рубежом. Многие мечтали о Беларуси. Но наше законодательство не позволяло многим реализовать эту мечту. И теперь с началом военных действий у многих появилась возможность просить статус беженца. Быть может, это звучит немного цинично, но это правда. И никаких «идеологических» мотивов у большинства беженцев нет. А вот какую идеологию беженцы привезли с собой, мы пока не знаем.
Родная кровь
И все-таки украинцы для нас родные люди. И мы обязаны протянуть руку помощи. Но как избавить себя от тех, кто едет с камнем за пазухой? В комментариях многие пишут о необходимости активного использования полиграфа миграционными службами. Затраты на это можно переложить на приезжающих.
Всем честным людям, прибывающим к нам в силу суровых обстоятельств, конечно, нужно помочь и с трудоустройством, и с жильем. И эта помощь оказывается повсеместно. У украинцев есть большой плюс. За годы «незалежности» они привыкли полагаться только на собственные силы. Уверен, что многие бы смогли реанимировать заброшенные деревни. Таких сел у нас немного, но они есть.
Да и люди, конечно, всегда помогут, поделятся с родными по крови.
А как быть с иными беженцами?
В последнее время беженцы прибывают к нам не только с Украины. Сложная политическая ситуация в Литве и Латвии спровоцировала путь и небольшой, но заметный поток беженцев Беларусь. Надо отметить, что не все смогли получить желаемый статус, некоторые вынуждены были вернуться. В Беларуси законы соблюдаются строго. Но новые реалии, на мой взгляд, требуют и корректив законодательства. В первую очередь, хотелось бы, чтобы прибывающие в нашу страну беженцы занимались созидательным трудом, а не становились социальными паразитами. К сожалению, среди прибывших из прибалтийских республик, по моим наблюдением, оказалось немало ловкачей, которые хотят заниматься примитивной пропагандой под видом блогерства, работой в каких-то «фондах развития добрососедства» и при этом получать финансирование от нашей страны, то есть жить за наш с вами счет. Нужны ли нам такие «беженцы»?