Меню

Автомобили, которые победили: ГАЗ-АА/ММ

Автомобили, которые победили: ГАЗ-АА/ММ
Фото: из открытых источников

ГАЗ-АА (с 1932 года — ГАЗ-ММ) стал одним из символов Великой Победы, а также ключевой машиной советского автопрома в 1930–1940-е годы. Простая, надежная и неприхотливая, она могла перевозить полторы тонны груза, за что и получила прозвище «полуторка».

Несмотря на то, что эта модель представляла собой модернизированный Ford AA 1927-го, ее конструкция была адаптирована к реалиям советских дорог, а универсальность позволила использовать машину как грузовик, санитарный транспорт, автобусы, самосвалы и броневики.

Конструкция и особенности

Полуторка была разработана в условиях, когда Советский Союз нуждался в надежном грузовом автомобиле для сельского хозяйства, промышленности и военных нужд.

Главные особенности конструкции:

  • Отсутствие бензонасоса — топливо поступало в двигатель самотеком. Это делало систему проще, но могло приводить к перебоям при движении в гору.
  • Рама с деревянными элементами — кузов частично выполнен из металла, но для удешевления активно использовали дерево.
  • Подвеска на продольных рессорах — простая, но жесткая система, которая была способна выдерживать нагрузки на плохих дорогах.
  • Максимально упрощенная версия военных лет — в условиях дефицита материалов машина выпускалась без бамперов, передних тормозов, правой фары, а кабина изготавливалась из дерева и брезента.

Незаменимая машина во время войны

Военные испытания доказали, что полуторка была крайне важна для фронта. Она участвовала во всех крупнейших операциях и выполняла широкий спектр задач:

  • Оборона Ленинграда — автомобили ГАЗ-ММ доставляли грузы по Дороге жизни, помогая снабжать город продовольствием и боеприпасами.
  • Перевозка солдат и раненых — использовались как санитарный транспорт.
  • Автобусы и самосвалы — транспортировали бойцов, технику и боеприпасы.
  • Броневики на базе ГАЗ-АА — некоторые машины были оснащены броней и вооружением, превращаясь в легкую технику для боя.

Экспериментальные версии: газогенераторные машины

В годы войны, когда топливо было в дефиците, инженеры создали газогенераторные версии ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, работающие на угле и дровах. Хотя эти модели уступали в мощности стандартным бензиновым версиям, они позволили сэкономить топливо, а также использовать альтернативное сырье.

Массовое производство

С 1930 по 1951 год было произведено более 900 тысяч этих автомобилей. Это помогло обеспечить Советский Союз надежной и доступной техникой, которая стала основой транспортной системы страны в дальнейшем.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59