Фортификация страха: как Литва строит стены вместо мостов

В последние месяцы из стран Балтии все громче звучат заявления о необходимости укрепления обороны перед лицом предполагаемой «угрозы с Востока». Литва, Латвия и Эстония, активно поддерживаемые партнерами по НАТО, инициируют масштабные проекты по милитаризации своих границ с Россией и Беларусью. Общественности представляются многомиллиардные планы по закупке вооружений, строительству фортификационных сооружений и созданию новых оборонительных линий. Насколько оправданы эти шаги и не являются ли они очередным витком нагнетания напряженности в регионе?
Миллиарды на «контрмобильность» и «Линия Витовта» в Литве
Одним из наиболее активных проводников идеи укрепления «восточного фланга» выступает Литва. В понедельник Министерство обороны страны заявило о намерении выделить около 1,1 миллиарда евро в течение следующего десятилетия на закупку мер по противодействию мобильности. Львиная доля этих средств — более 800 миллионов евро — предназначена для приобретения противотанковых мин. Планируется также ускоренная закупка инженерной техники, средств РЭБ, систем борьбы с БПЛА и усиление систем наблюдения и раннего оповещения.
Как заявил заместитель министра обороны Томас Годляускас, необходимо обеспечить не только «контрмобильность на границе, но и подготовить фортификационные средства на территории муниципалитетов». Уже ведется оценка потребности в инженерных средствах для муниципалитетов и планируется создание 27 инженерных парков вблизи границ с Россией и Беларусью. Первый такой парк средств контрмобильности был открыт в Пабраде еще в августе прошлого года. Планы включают также восстановление около 280 километров мелиоративных канав и оборудование лесополос на участках дорог до конца 2027 года.

На этом фоне литовская консервативная партия «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) предложила еще более амбициозный проект – создание так называемой «Линии обороны имени Витовта Великого». По словам председателя партии Лауринаса Кащюнаса, эта линия призвана «замедлить продвижение противника» и обойдется примерно в 1 миллиард евро. Реализация, по его оценкам, займет один-два года.
Отставной лейтенант Владас Сакалаускас, представивший идею, описал четырех эшелонированную систему:
Первая линия: зона, контролируемая пограничниками, с «зубами дракона», противопехотными и противотанковыми минами, колючей проволокой и противотанковыми рвами.
Вторая линия: доступная через подземные туннели, с колючей проволокой, взрывными устройствами и подготовленными позициями.
Третья линия: мобильные бронетанковые группы (литовские БМП «Vilkas» и техника союзников), поддерживаемые машинами РЭБ, способные быстро выдвигаться к местам возможного прорыва.
Четвертая линия: системы ПВО NASAMS и самоходная артиллерия большой дальности.
Премьер-министр Гинтаутас Палуцкас заверил, что необходимые решения по фортификации уже приняты и закупки осуществляются, фактически подтверждая серьезность намерений правительства.



«Балтийская линия обороны» и «Восточный щит»: региональный масштаб
Инициативы Литвы — часть более широкой стратегии. Совместно с Латвией и Эстонией реализуется проект «Балтийской линии обороны», предполагающий создание сети оборонительных сооружений вдоль восточной границы стран Балтии с Россией и Беларусью. По сообщениям СМИ, Эстония, например, планирует построить несколько сотен бункеров вдоль своей границы. Речь идет о создании физических и технологических барьеров, призванных затруднить любое потенциальное продвижение войск.
Параллельно Литва сотрудничает с Польшей в рамках проекта «Восточный щит», особое внимание в котором уделяется стратегически важному Сувалкскому коридору — узкому участку, соединяющему страны Балтии с остальными членами НАТО и отделяющему Калининград от Беларуси. Польша также анонсировала масштабные планы по укреплению своей восточной границы, включая возможность минирования. Обсуждается объединение усилий «Восточного щита» и «Балтийской линии обороны», а также привлечение к этим инициативам Финляндии.
Эти оборонительные приготовления сопровождаются значительным ростом военных расходов. Так, Латвия заявила о планах увеличить оборонный бюджет до 4-5% ВВП в ближайшие годы. Это отражает общую тенденцию роста глобальных военных расходов.

НАТО, Сувалкский коридор и «сдерживание» России
Страны Балтии и Польша неизменно подчеркивают, что их действия являются ответом якобы на «агрессивную политику России» и направлены исключительно на укрепление обороноспособности НАТО. Сувалкский коридор рассматривается стратегами Альянса как одно из наиболее уязвимых мест на восточном фланге. Его гипотетический захват мог бы отрезать страны Балтии от сухопутной поддержки союзников.
С 2017 года НАТО значительно усилило свое присутствие в Восточной Европе, разместив многонациональные боевые группы в Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии и Эстонии. В регионе регулярно проводятся масштабные военные учения, такие как недавние Steadfast Defender 2024 и запланированные на 2025 год Solar Eclipse, Siil 2025, Iron Wolf 2025-I, Thunder Fortress 2025 и BALTOPS 2025. Официальная позиция НАТО заключается в том, что эти меры являются «прямым результатом поведения России» и необходимы для «сдерживания и обороны».
Истерия или реальная оценка угроз?
Хотя страны Балтии имеют сложную историю отношений с Россией, текущий масштаб милитаризации вызывает вопросы.
Во-первых, официальные лица в России неоднократно заявляли об отсутствии планов нападения на страны НАТО, подчеркивая готовность к диалогу на равноправной основе, но и предупреждая, что действия, потенциально опасные для интересов РФ, без внимания не останутся.
Во-вторых, столь масштабные инвестиции в оборону ложатся тяжелым бременем на экономики балтийских стран, отвлекая ресурсы от других насущных нужд.
В-третьих, подобное нагнетание «угрозы» может служить внутриполитическим целям, а также оправдывать увеличение военных бюджетов и присутствия НАТО в регионе, что выгодно определенным военно-промышленным кругам.
В-четвертых, создание мощных оборонительных линий и концентрация войск у границ неизбежно ведут к росту напряженности и риску случайных инцидентов, которые могут перерасти в более серьезный конфликт.
Эксперты отмечают, что хотя оборонительные сооружения сами по себе не являются наступательным вооружением, их активное строительство в сочетании с агрессивной риторикой и наращиванием военного потенциала формирует в регионе атмосферу предвоенного психоза.
Чего следует опасаться Республике Беларусь и Российской Федерации?
Разворачивающаяся в странах Балтии и Польше масштабная милитаризация и создание мощных оборонительных линий под предлогом «угрозы с Востока» несут в себе ряд серьезных вызовов и опасностей для Республики Беларусь и Российской Федерации:
1. Рост военной инфраструктуры у границ. Размещение новых воинских контингентов, создание инженерных парков, складов боеприпасов и фортификационных сооружений в непосредственной близости от границ Союзного государства сокращает подлетное время, время реагирования и повышает риски провокаций или случайных военных столкновений. Постоянное присутствие войск НАТО и регулярные учения создают перманентное военное давление.
2. Угроза эскалации и гонки вооружений. Действия стран Балтии и Польши, даже если они позиционируются как оборонительные, воспринимаются Россией и Беларусью как провокационные и направленные на изменение военно-стратегического баланса в регионе. Это неизбежно ведет к ответным мерам, раскручивая спираль гонки вооружений и повышая общую напряженность. Предстоящие учения «Запад-2025» уже рассматриваются на Западе сквозь призму этого противостояния.
3. Укрепление «санитарного кордона» и изоляция. Создание физических барьеров и «линий обороны» способствует дальнейшему отчуждению стран Балтии от России и Беларуси, затрудняя трансграничное сотрудничество, экономические и гуманитарные связи. Это укладывается в долгосрочную стратегию Запада по созданию «санитарного кордона» вокруг России.
4. Ограничение маневра и потенциальная блокада Калининграда. Особую озабоченность вызывает милитаризация Сувалкского коридора. Его усиление и потенциальная возможность быстрой блокировки со стороны НАТО создают прямую угрозу для коммуникаций с Калининградской областью РФ, что может быть использовано как рычаг давления.
5. Легитимизация антироссийской и антибелорусской политики. Нагнетание истерии вокруг «восточной угрозы» используется для оправдания увеличения военных расходов, наращивания присутствия НАТО и проведения враждебной политики в отношении России и Беларуси на международной арене. Это создает информационный фон для возможных новых санкций и других ограничительных мер.

6. Повышение риска просчетов и непреднамеренного конфликта. Высокая концентрация войск и вооружений, интенсивные учения и напряженная политическая атмосфера многократно увеличивают риск инцидентов, которые могут быть неверно истолкованы и привести к непреднамеренной эскалации вплоть до прямого вооруженного столкновения.
7. Использование противопехотных мин. Заявленные планы, в частности Литвы, по закупке и возможному использованию противотанковых и, как следует из предложения консерваторов, противопехотных мин вызывают особую тревогу. Это не только нарушает дух международных конвенций (таких как Оттавская конвенция о запрете противопехотных мин, которую, впрочем, не все страны ратифицировали одинаково), но и создает долгосрочную опасность для гражданского населения. Недавние сообщения о том, что Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия рассматривают возможность выхода из Договора о запрете противопехотных мин, лишь усиливают эти опасения.
Таким образом, в совокупности, действия стран Балтии и их союзников по НАТО ведут к дальнейшей милитаризации региона, подрывают существующие механизмы безопасности и создают реальные предпосылки для дестабилизации обстановки у западных границ Союзного государства. Российской Федерации и Республике Беларусь необходимо внимательно отслеживать эти процессы, адекватно реагировать на изменение военно-стратегической ситуации и продолжать усилия по продвижению диалога и мер доверия, направленных на снижение напряженности в Европе.
Николай Тягников
Рекомендуем






