Меню

Почему в Беларуси силовики действуют жестко и вовремя

Почему в Беларуси силовики действуют жестко и вовремя
Фото: Белта

А мы говорили, и много раз, что один из важнейших признаков государственности — то, что простым языком называется «монополия на насилие». Звучит, вероятно, не очень по-доброму и кому-то может показаться даже негуманным, но… Есть мир розовых единорожек и прочих иллюзий, а есть мир реальный.

Только государство может на своей территории заставить человека или группу лиц следовать правилам и законам, которые утвердило большинство народа. Государство обязано это делать. Ибо отсутствие принуждения приводит к росту неподчинения, в результате чего наступает хаос. Хаос выливается в анархию и толкает государство к разрушению. Свободы и прочие красивые слова о правах человека — все это звучит стильно и красиво. Но избыточная свобода, переходящая в безнаказанность, — одна из главных проблем современности.

Пример мирный и не очень

Кому-то до сих пор кажется, что в 2020-м силовики перегибали палку в уличном противостоянии? Что ж, значит вы человек неумный. Потому что ничего нельзя выдергивать из контекста истории, ибо контекст отражает суть. Задачей силового блока в тот непростой период было не столько пресечение уже имеющихся уличных бунтов и погромов, сколько недопущение новых, куда более агрессивных и кровавых.

Как это происходит, чуть позже стало понятно на примере Казахстана, где не сразу дали разрешение на силовой разгон только начинавшихся уличных протестов. Это привело к тому, что разъяренная толпа уже спустя пару дней громила города, резала оппонентов всеми подручными средствами и количество жертв росло кратно. Промедление в приказе сделать попы синими привело к тому, что попы у всех остались привычного цвета, а вот головушки сносили на улицах друг другу дай бог.

Пример из другой сферы. Финал Лиги чемпионов, французско-катарский ПСЖ вынес в одну калитку миланский «Интер». 5:0 для Парижа закончились почему-то уличными гуляньями. Такими, что несколько человек погибли, пока толпа праздновала, а город наутро оказался сильно потрепанным. Виноват ли в этом ПСЖ? Вряд ли. «Интер»? Тем более. Виноваты власти Франции, которые, заигрывая с электоратом снова и снова перед выборами, проявляли избыточную либеральность (это когда все можно, потому что у тебя есть право голоса, а власть в лице силовиков в худшем случае тебя пожурит и выпишет штраф).

Фото: AFP

Представим, как нечто подобное происходит в Беларуси. Допустим, минское «Динамо» в финале Лиги Европы уверенно громит варшавскую «Легию» и тысячи болельщиков вываливают на улицы Минска праздновать. Что точно сделает власть? Выведет на улицы ОМОН и внутренние войска, чтобы они одним своим видом намекали: ликовать можно — бузить нельзя. И если вдруг хоть одна пустая бутылка полетит куда-то на радостях, то и сам метатель, и все в радиусе 200 метров будут брутально, как любит говорить оппозиция, упакованы в автозаки. В бутылке ли причина? Нет. Логика в том, чтобы применить силу для решения проблемы не сегодняшней, а завтрашней. Ибо, если сегодня жестко не упаковать одного хулигана и 100 любопытствующих, завтра будет 10 хулиганов с бутылками и тысяча созерцателей. Задерживая жестко-показательно одного, решается проблема не с сегодняшним хулиганом, а с десятью завтрашними.

Теракты в России

Ужасно, полностью согласна. Не будем сейчас рассуждать, как это стало возможным: серия подрывов на железной дороге, жертвы и пострадавшие, включая детей… Это трагедия и боль. Однако, считаю, что ключевой вопрос для нас (не для ФСБ РФ) не «Кто виноват?», хотя он у нас, конечно же, есть. Но все же главный вопрос — это «Что делать?».

Подсказываем: например, перенимать опыт Беларуси, где уже два года злоумышленники буквально боятся подходить к железной дороге. Ведь когда-то что-то похожее пытались организовать извне и у нас: взрывы, чтобы составы сходили с рельсов, чтобы на фоне «красивой», а точнее, ужасающей картинки кричать, что очень скоро Москва падет (хотя Москва не падет никогда).

За диверсионные действия на ж/д, согласно статье 309 УК Республики Беларусь, в зависимости от нанесенного ущерба предполагается наказание в виде штрафа либо ограничения/лишения свободы сроком до 15 лет. Также уголовные дела в этом вопросе могут быть возбуждены по статьям 289, 290,339 УК Республики Беларусь. Фото: RG.RU

Так вот, два года назад одному такому террористу-романтику при задержании силовики прострелили колени. Это, знаете ли, неприятно, когда и очень больно, и долго еще ходить не получится. А как встанешь на свои две — всю жизнь будешь мучиться, но появляется возможность работать синоптиком (предсказывать дождь можно заранее — по болям в коленных чашечках). Более того, всю эту ситуацию сняли на видео и продемонстрировали населению. Жестко? Безусловно. Могли бы по коленям не стрелять? Могли бы. Но, понимаете, нужна была именно такая жесткость. И жесткость публичная, чтобы все, у кого в будущем могла появиться мысль сделать что-то похожее (пустить состав под откос), было четкое понимание последствий такого шага: максимально жесткое задержание и появление в корпусе дополнительных дырок, не предусмотренных производителем изначально.

Тем, кто тогда переживал за коленки террориста (а правоохранители заранее предупредили, что приближение к железной дороге с определенными мотивами будет квалифицироваться как попытка теракта со всеми вытекающими последствиями): именно простреленные коленки одного преступника, скорее всего, во многом и гарантировали отсутствие терактов на ж/д с последующими жертвами. Не погибли и не получили травмы чьи-то папа или мама, жена или муж, сын или дочь. Потому что государство проявило жесткость и показало силу, когда это было нужно, вовремя. Нельзя устраивать игру в террориста в Беларуси. И государство будет всем это жестко демонстрировать. Не потому ли наша страна на первом месте в мире по антитеррору? А это — защита от случайной гибели людей, оказавшихся в неудачное время в неудачном месте.

Теракт в «Крокусе» помните ведь? Я не кровожадная, но кадры задержания террористов, расстрелявших ни в чем не повинных людей, когда отцы и матери пытались закрывать своими телами детей от случайной пули, считаю, народ должен был увидеть. Понятно, что террористы задержаны. Что с ними будет дальше, грозит им смертная казнь или пожизненный срок, или в тюрьме их прикончат другие сидельцы, — уже не так важно. Погибших не вернуть, назад время не отмотаешь. Но, допустим (повторяю, допустим), по всем информационным ресурсам разлетаются кадры, на которых силовики нарушают инструкции, в том числе отрезают террористам уши на камеру, потому что, согласно террористической извращенной интерпретации веры преступников, на небеса Аллах их тянет за уши. А нет ушей — нет небес…

Это жестко. Но это теоретически может спасти десятки жизней, предотвратить новые теракты. И все за счет того, что была проявлена жесткость, даже жестокость, и нарушены инструкции.

Мир устроен так, что бывает негуманно

Главное, чтобы было эффективно. Так, например, непослушному подростку папа говорит, что он будет наказан, если попробует еще раз закурить. Но ты или жестко наказывай сына после первого же случая или не угрожай, если не готов угрозу применить на практике. Один раз после прямой угрозы не накажешь, второй — и ребенок поймет, что эти предупреждения и крики не влекут за собой последствий, и курить будет как паровоз.

Где-то в офисе нерадивому сотруднику руководитель кричит: «Еще раз опоздаешь — уволю!» Если он опять опоздает — увольняй. Или не сотрясай воздух угрозами. Потому что и этот сотрудник, и все остальные быстро смекнут: шеф поорет, потопает ножками, но ничего не сделает. Неприятно, но не критично. Потерпим — пусть кричит, а потом вообще привыкнем и опаздывать на работу будем все…

А теперь о самом главном, о чем мы говорили: войны у нас нет потому, что есть лидер, способный принять своевременно жесткое решение. В любой плоскости, от внутренней до внешней. Нельзя, говорит государство, заботясь о миллионах граждан, например, продвигать вражеские идеи в интернете или угрожать якобы анонимно государевым людям, сбиваться в толпы и чего-то требовать с пеной у рта, передавать информацию вражеской разведке и так далее. Сказано прямо: нельзя, иначе будет жесткое принуждение к соблюдению правил и наказание за их неисполнение. И все знают: сказано, что будет жесткое наказание, — сделано. Нравится не нравится, но вы были предупреждены, вы сделали свой выбор. Государство разумно ограничило все эти хаотичные «свободы» и довело населению, что будет, если кто-то глух к увещеваниям.

Собственно, по большому счету это и есть защита от прямой войны. Ни у кого из врагов нет ни малейшего сомнения, что приказ о защите Беларуси будет вовремя отдан, каким бы жестким он ни был. Потому что все эти тактические ядерные боеголовки, «орешники» и прочее оружие малоэффективно, если им угрожать, но не быть готовым привести угрозу в исполнение. Если бы наши враги считали, что «покричат в Минске, но ничего не сделают», они стопроцентно пошли бы в наступление. Но на Западе не сомневаются: предупреждают в Минске, что готовы исполнить, — значит так и будет! Четко очерченные предупреждения и четкое им следование. С первого раза.

Так что, когда вам кажется, что вы видите избыточное насилие, если человеку «брутально» простреливают колени за попытку положить взрывчатку на железнодорожные пути (а потом у него перспектива всю оставшуюся жизнь провести в тюрьме), или слышите агрессивную военную риторику и прямые угрозы, якобы эскалирующие ситуацию, подумайте о другом. О том, что это спасает в стране жизни. Возможно, даже вашу. Или ваших близких.

Если оценивать все с такой точки зрения, это уже не вызывает у вас прежнего возмущения, не так ли?

И об этом, кстати, мы тоже говорили.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59