Почему в Польше и Литве недовольны унификаций школьного образования в Беларуси?
В Беларуси проходит процесс унификации школьного образования, в том числе и по языку обучения. В государственных учреждениях образования основные предметы теперь должны преподаваться на государственных языках. Подобные нововведения затронули немногочисленные польскоязычные и литовскоязычные школы, что вызвало недовольство политических режимов Вильнюса и Варшавы. Справедливо ли это недовольство? Попробуем разобраться.
Основной причиной принятия такого решения выступало наличие языкового барьера для выпускников таких школ при сдаче вступительных экзаменов в белорусские ВУЗы и ССУЗы. Ведь вся терминология, особенно узко специальная, которой владел выпускник, у него в голове откладывалась не на государственном языке. Поэтому понятно, что при сдаче ЦТ такие абитуриенты сталкивались порой с непониманием сути самих заданий и вопросов. Таким образом, ущемлялось само конституционное право молодого гражданина Беларуси получать бесплатное образование на государственных языках.
Понятно, что такие абитуриенты ориентировались на соседние Польшу и Литву, куда зачастую и поступали. Таким образом, в Беларуси за счет государства готовились абитуриенты для польских и литовский учебных заведений, но не своих, белорусских. Создавалась целая инфраструктура, подталкивавшая молодых граждан Беларуси к миграции из своей страны.
Второй немаловажный вопрос – политический. Зачастую польскоязычные и литовскоязычные учебники привозились из соседних стран и были пропитаны соответствующей идеологией. К примеру, в польскоязычных школах воспевались и героизировались аковцы, а в литовскоязычных лесные братья, т.е те бандиты, которые после войны грабили, насиловали и убивали простых белорусов. На память приходит история одной из школ Бреста с воспеванием проклятых солдат Бурого, сжигавших мирных белорусов только потому, что они белорусы. И хотя та школа не была государственной, но осадочек остался. Ведь помнятся еще истории, когда в польскоязычных школах нелегальные занятия с детьми проводили дипломаты Польши.
Понятно, что такие вояжи в учреждения системы образования польских дипломатов были призваны не воспитать из учеников этих школ патриотов Беларуси, а, скорее, привить государственную идеологию соседней страны, которая далека от добрососедства с Беларусью.
Ситуация 2020 года показала роль польских и литовских властей в дестабилизации обстановки в Беларуси. Поэтому логично следовало проверить подобные учебные заведения и навести в них порядок. Во-первых, все учебники должны быть изданы в Беларуси и соответствовать требованиям белорусской системы образования. Во-вторых, учебные заведения не должны быть местом антигосударственной пропаганды соседних стран. В-третьих, в них не могут нарушаться права учащихся.
Исходя из этих требований и происходит унификация польских и литовских школ с другими подобными учреждениями образования. Естественен вопрос: не нарушает ли принятое решение о переводе учебных заведений на государственный язык обучения права этнических меньшинств?
Следует отметить, что изучение польского и литовского языка и литературы, истории и страноведения в этих школах сохранится. Изменится только язык обучения общеобразовательных предметов, таких как математика, физика, обществоведения и т.д., что позволит выпускникам подобных школ наравных сдавать вступительные экзамены в белорусские ВУЗы и ССУЗы не имея языкового барьера. Такие учащиеся и выпускники не будут находиться в языковом гетто, но наоборот будут чувствовать себя полноценными гражданами своей страны. Можно согласиться с тем, что данное решение как раз призвано более качественно защитить конституционные права белорусских граждан вне зависимости от национальной принадлежности.
Петр ПЕТРОВСКИЙ
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!