Рождество Иоанна Предтечи: приметы и традиции праздника
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — один из великих христианских праздников, который отмечается всем православным миром. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.
Когда отмечается Рождество Иоанна Предтечи в 2023 году
Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю).
Примечательно, что у православных христиан не принято отмечать рождение прославляемого лица. Только в трех праздниках встречается слово «Рождество». Это рождение самого Христа — 7 января, появление на свет Пресвятой Богородицы — 21 сентября и Рождество Иоанна Крестителя — 7 июля.
Что означает слово «предтеча»
Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором оно образовано от глагола «пръдътечи» — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»).
Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Иисуса Христа. Его также называют Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.
События Рождества Иоанна Предтечи
О детских годах Иоанна известно только по рассказу евангелиста Луки. Иоанн был сыном священника Захарии из рода Аарона и праведной Елисаветы из рода царя Давида — пожилой бездетной пары.
Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись Захарии в Иерусалимском храме, возвестил о рождении у него сына, сказав, «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:13–15). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.
После того как Дева Мария узнала, что ее родственница Елисавета ждет ребенка, Она пришла навестить ее и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41). Таким образом своей матери Иоанн предсказал Мессию, еще будучи в утробе.
Согласно Евангелию, рождение произошло на полгода раньше Иисуса. Отец Иоанна все еще оставался немым, и, когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от Захарии подтвердить его письменно.
Захария взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему».
«И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним». (Лк. 1: 63–66)
История жизни Иоанна Предтечи
Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Христос в Евангелии говорит — «нет на земле человека более великого, что святой Иоанн».
Иоанн Предтеча жил примерно с 6–2 года до н. э. до 30 года н. э. Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет провел в пустыне — готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался только медом и акридами (саранчой). Когда ему исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.
Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Крещение Иисуса Христа
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить его. Пророк удивленно спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду».
Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22)
Мученическая смерть Иоанна Предтечи
Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев), заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его греховную связь с Иродиадой, женой его единокровного брата Филиппа.
На пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады Саломея танцевала для него, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Праздники в честь Иоанна Предтечи
В честь Иоанна Предтечи, последнего пророка среди множества праведников, предсказавших пришествие Мессии, в православии установлено несколько праздников:
6 октября — Зачатие,
7 июля — Рождество,
11 сентября — Усекновение главы,
20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,
9 марта — первое и второе Обретение его главы,
7 июня — третье Обретение его главы,
25 октября — праздник перенесения его десницы (правой руки) из Мальты в Гатчину.
Иконография Рождества Иоанна Предтечи
Самая первая из сохранившихся икон Рождества Иоанна Крестителя найдена на фресках церкви Святой Софии в Охриде на севере Македонии, написана она в середине XI века.
В эпоху Византии иконографический сюжет праздника был главным в цикле детства Иоанна Предтечи. Иконописцы изображали праведную Елисавету лежащей на ложе. В сюжет также включали евангельский эпизод «Наречение имени Иоанна Захарией».
Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, с XIV века в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца.
В XVI–XVII веках изображения Рождества Иоанна Крестителя стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма со сценами жития.
Широко распространен и древнейший иконописный тип деисус — Господь Иисус Христос с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Сегодня ее можно видеть на иконостасах всех православных храмов.
Десница Иоанна Крестителя
Десница Иоанна Крестителя — это христианская святыня, которая хранится в Цетинском монастыре в Черногории. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил его в водах реки Иордан.
История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, реликвия отправилась на остров Родос. После нападения турок на Родос в 1522 году святыню перевезли на Мальту.
Спустя почти три века, в 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя России. Она хранилась сначала в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве и снова в Гатчине.
Сохранилось описание святыни, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генерал-фельдмаршалу. В своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году он пишет:
«Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать… Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».
В годы революции десницу святого Иоанна удалось спасти от уничтожения большевиками — ее переправили сначала в Данию, где тогда находились уцелевшие представители дома Романовых, а затем в Сербию.
Здесь некоторое время располагался центр Русской православной церкви заграницей — церковного сообщества, созданного русскими эмигрантами. В знак благодарности за оказанное гостеприимство церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской патриархии.
В годы Второй мировой войны сербы усердно прятали святыню от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица. В 1993 году десница была возвращена Церкви и покоится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы.
Десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного. Мизинец сегодня находится в музее Стамбула. Безымянный — в итальянской Сиене.
Как в народе связано рождение Иоанна Предтечи и праздник Ивана Купалы
Говоря о народной интерпретации праздника Рождества Иоанна Предтечи, историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века.
Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать на Русь, где они всегда вызывали осуждение Церкви.
К примеру, в послании игумена Спасо-Елеазаровского монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям (1505) обличается «языческое буйство» жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: «радость и веселие сатанинское, неприязненные кличи и вопли, всескверненые песни, хребтом вихляние, ногами скакание и топтание, пьянство и глумливые игры» в ночь накануне Ивана Купалы.
Несмотря на все запреты и порицания, на Руси очень стойко держались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Славянские народные названия праздника: Иванов день, Иван Колдовник, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Травный и другие.
Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие люди, а особенно деревенские лекари и знахари, не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.
Обычаи праздника Ивана Купалы
Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: на севере Руси чаще купались в банях, а на юге — в реках и озерах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костер, взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
Некоторые из этих традиций дожили и до наших дней: многие считают, что на Ивана Купалу непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но священнослужители напоминают, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. И связывать Рождество Иоанна Предтечи с народным праздником точно не следует, несмотря на то что оба они делят одну дату — 7 июля.