«Без бурь и штормов, да с лесом за кормой…» День работника водного транспорта в архивных фото
Судоходство по рекам Минщины и остальной Беларуси велось с древних времен… Эта сфера жизнедеятельности прошла длинный извилистый путь: от выдолбленных в цельной породе дерева челнов, которых полно в краеведческих музеях страны, до современных судов, в корпусе которых «заключены» движки на сотни лошадиных сил.
Первое заметное формирование транспортных и грузовых судов, форштевни которых бороздили гладь рек области, было сформировано в Смоленске (1919 год) и названо Днепровской речной флотилией. Уже через четыре года «белорусский» участок обособили, создав Верхне-Днепровское и Северо-Западное пароходства и одноименные управления водных путей. Их наследником стало Управление морского и речного транспорта (2010 год), в 2016-м Беларусь вошла в число членов Международной морской организации! Речной (внутренний водный) транспорт республики представлен организациями, осуществляющими проектирование, строительство и ремонт судов транспортного и технического флота, перевозку пассажиров, перевозку и перевалку грузов, добычу не рудных строительных материалов, содержание водных путей и навигационного оборудования. Для транспортного судоходства в стране пригодны лишь 3,5 тысячи километров рек, по Минщине из серьезных водных артерий течет лишь одна Березина. По ней ходят транспортные, технические и вспомогательные суда — от буксирных теплоходов и барж грузоподъемностью 900 тонн до плавучих мастерских и доков. Они перевозят от 1,7 до 2 тонн грузов в год. «Отзвуки» лет становления белорусского советского водного транспорта — в коллекции фонда Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.