История необычного белорусского картофеля Вайлдберриз, который может стать хитом маркетплейсов

Фиолетовый картофель, способный замедлить старение и стать хитом маркетплейсов — не фантастика, а результат кропотливой работы селекционеров. Специалисты Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству рассказали, как Вайлдберриз преодолевал путь от пробирки до телеграм-канала Татьяны Ким, основателя и главы крупнейшего на пространстве Евразии маркетплейса.

Красная дорожка для цветной картошки
Впервые о картофеле сорта Вайлдберриз, выведенном в Беларуси, стало известно в минувшем году. Разве что ленивый журналист не написал о том, что основательница крупнейшего российского маркетплейса Татьяна Ким получила от белорусских ученых необычный подарок к дню рождения. Фото картофеля и слова благодарности по этому поводу самая успешная self-made woman России тогда разместила в своем Telegram.
Как оказалось, клубнеплод не только способен радовать глаз нетипичной красно-малиновой окраской, которую сохраняет и после термической обработки. Новый сорт отличается высоким содержанием крахмала, витамина С, а его гликемический индекс значительно ниже, чем у традиционных сортов, что позволяет добавить продукт в диабетическое меню.

Вадим Маханько, генеральный директор Научно-практического центра НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству: «У этого сорта пониженное содержание сахаров, естественно, для диабетиков — большой плюс. Условно говоря, если содержание сахаров (единица измерения — миллиграмм на килограмм с ОС) в обычном картофеле составляет 1, в сорте Вайлдберриз — 0,1, то есть в 10 раз меньше. Плюс, как правило, пигментированные сорта имеют повышенное содержание антиоксидантов, и все мы понимаем, как они важны для организма».
Осенью 2024-го представители Национальной академии наук Беларуси подготовили Вайлдберриз для передачи в государственное сортоиспытание — этап, на котором новый сорт проверят на опытных полях перед допуском в производство. В настоящий момент сортоучастки и хозяйства разных регионов страны тестируют успевший снискать славу клубнеплод. Специалисты тщательно наблюдают, как Вайлдберриз ведет себя в естественных агротехнических условиях.

Вайлдберриз: от идеи до результата
Как создание бизнеса с нуля или трансформация обычного маркетплейса в гигантскую экосистему, выведение нового сорта картофеля — долгий, сложный и очень кропотливый процесс.
Вадим Маханько: «Прежде, чем продукт окажется на вашем столе, пройдет не один год. Весь процесс может занять от 8 до 15 лет (иногда и дольше). Все зависит от целей селекции, методов и испытаний. В среднем около 10 лет требуется специалистам для создания сорта и еще 2-3 года, чтобы довести его до потребителя».
Селекция картофеля начинается с тщательного подбора «родительских» сортов, обладающих ценными качествами и устойчивостью к болезням. Ученые осуществляют контролируемое скрещивание выбранных растений, чтобы получить гибридные семена. Параллельно селекционеры проводят тесты на устойчивость к различным стрессовым факторам.

После успешных лабораторных испытаний самые перспективные экземпляры получают путевку в жизнь — их высаживают на экспериментальные поля, где те должны будут доказать свое право на существование под открытым небом. Одновременно с этим ведется и микроклональное размножение в пробирках в стерильных условиях. В итоге, лишь пройдя такой сложный путь, будущие сорта могут попасть на поля фермеров или крупнотоварных хозяйств.

Когда попробуем?
Сегодня ученые отмечают растущий спрос на разноцветные сорта картофеля как у потребителей, так и производителей, которые используют цветной клубнеплод для изготовления всевозможных продуктов питания.

Если все пойдет по плану, говорят белорусские селекционеры, через 2-3 года картофель Вайлдберриз уже может появиться в продаже: сначала в виде семенного — для дачников, а затем, возможно, и в магазинах.
Меж тем, по мнению специалистов, после включения нового сорта в госреестр сельхозрастений и допуска его к использованию в производстве, резкого скачка спроса на такой экзотический продукт одномоментно ожидать не стоит. К тому же, Вайлдберриз вряд ли будет дешевым.

Вадим Маханько: «Урожайность у него потенциально высокая, устойчивость к основным заболеваниям хорошая, поэтому сорт прекрасно подходит для наших условий. Тем не менее мы вряд ли можем говорить о масштабном промышленном производстве. Как правило, крупные хозяйства не заинтересованы выращивать такой картофель из-за его экзотического внешнего вида. Так что это будет, скорее, элитный «штучный» продукт».
Ягодка на торте
Возможно, в недалеком будущем фиолетовое пюре или драники станут совершенно привычным блюдом на праздничном столе, а заказать картофель Вайлдберриз в один клик можно будет на одноименной электронной площадке.

Как отмечают белорусские селекционеры, до окончания испытаний еще далеко. Однако уже можно говорить, что в популяризации такого плана продуктов вполне могли бы помочь цифровые платформы. У этого сорта картофеля действительно есть все шансы стать эксклюзивным товаром на маркетплейсе.
По данным аналитиков Wildberries, продажи семенного картофеля на платформе набирают популярность. С начала нынешнего года в общей сложности белорусы успели потратить на этот товар более 2 млн. рублей. В лидерах по заказам картофеля на маркетплейсе — Минская, Витебская и Гомельская области.
Денис Семенков, директор Wildberries в Беларуси: «Мы сегодня с интересом наблюдаем: зарождается новый тренд — традиционное сельское хозяйство входит в динамичный мир цифровых продаж. Нужно лишь найти те самые точки соприкосновения. Вайлдберриз действительно может стать символом того, как в привычном можно отыскать свежий ракурс, а значит, новые возможности для продавцов, покупателей и бизнеса в целом».

Рекомендуем

