Отношения Беларуси и США на примере холодильника — взгляд политолога о разморозке и отморозках

В белорусско-американских отношениях всегда было три режима: «заморозка», «разморозка» и «появление отморозков». Как за весной приходит лето, так и здесь последние тридцать лет ничего не меняется. Прямо сейчас наблюдаем разморозку — повышение уровня контактов и перспективу снятия санкций.
Отморозки в Вильнюсе, как видим, тоже появились. И надо сказать, ни у кого нет особых иллюзий по поводу 2030-го, когда придут очередные выборы. Кого-то против Батьки да выставят, вопрос только, будут ли это хорошо знакомые сбитые летчики или кто-то новый и загадочный. Однако все перечисленное не значит, что прямо сейчас нужно закупаться солью, спичками и копать землянки. Скорее, наоборот: белорусский балкон останется самым тихим уголком Восточной Европы.
Я свой, буржуинский
Поскольку Дональд Фредович кругом пацифист, то воюют при нем, как и положено пацифистам — скрытыми диверсионно-террористическими методами. Иранцы не дадут соврать, потому что трехлетней войне на истощение, как при Байдене, новое начальство предпочитает короткие успешные операции. Логика простая: после затяжной войны мир наступает один раз (и такой, что от него всем плохо), а после серии терактов и диверсий «переговоры», «мир» и «победу» можно объявлять хоть каждую неделю. Разница в пиаре колоссальная, хотя на земле при этом ничего не меняется — все горячие точки и остались таковыми.
Поэтому когда к Александру Григорьевичу приезжают на разговоры голуби мира с американскими погонами, мы их рады видеть, но не более. Потому что за словами должны следовать дела. Можно, конечно, сказать, что у нас и у них уже по две «победы», раз мы разговариваем за одним столом, а не стреляем друг в друга. Но, во-первых, мы и не собирались ни с кем воевать, а, во-вторых, белорусская власть — это вовсе не про пиар.
Тут уместнее вспомнить, что любая хозяйка размораживает холодильник не от хорошей жизни, а потому, что в морозилку уже рукой не залезть, пельмени (то есть активы) хоть и не пропали, но и пользоваться ими никто не может, а место все это занимает много и в целом грозит сломать мотор из-за перегрузки. Поэтому под Белым домом уже появились небольшие лужицы, которые, будем надеяться, скоро превратятся в Великие Озера дружбы.
Или не превратятся, если американцы снова ничего не сделают. Давеча они неожиданно вывели из-под санкций российский «Рособоронэкспорт», но в случае с Беларусью — все сложнее. Потому что у нас интересов в мире гораздо меньше, чем у РФ, предложить нам можно не так много, оружие мы и так продадим, кому надо. А вот калий, который бы хотелось поставлять в Европу через европейские порты, не получится продать даже с помощью Трампа.

Потому что против Дональда грудью стоит смелая Литва, готовая лечь костьми, но не пропустить зеленые вагоны «Беларуськалия» в белорусский терминал в Клайпеде. Причем литовцы дали понять, что даже если Трамп прикрикнет на Брюссель, а те со страху снимут исподнее вместе с санкциями (хотя пока никаких признаков этого нет) — то литовцы на национальном уровне все равно оставят собственные заградительные меры.
Поэтому Литва в белорусско-американских отношениях — это что-то типа Мальчиша-Плохиша из известной сказки, который взял корзину печенья у прошлых буржуинов, то есть администрации Байдена и Брюсселя, поклялся им в вечной верности и все съел. А на новых трамповских буржуинов смотрит косо и не собирается им подчиняться.
Посинеет ли Зеленский
Еще одна наша головная боль — это Украина. И это уже не маленький бурчащий литовский холодильник «Снайге» («Снежинка»), а огромная фура с замороженными трупами и водителем-отморозком. Что именно с ним хочет и может делать Трамп — вообще загадка. Злые голоса шепчут, что Акелла промахнулся: обещал все закончить, а в реальности не имеет влияния ни на Зеленского, ни на Путина. Но такие разговоры — самый верный способ спровоцировать Трампа на хаотичные действия: от полной остановки военной помощи до ее кратного увеличения.


Но как и о чем можно договариваться с США публично, если все американские решения в перспективе ничего не стоят? Тем же иранцам сначала предложили сделку, а потом разбомбили. Была такая восточная сказка «Халиф на час», так вот в случае с Трампом тот будет халифом еще на три года, но эта власть буквально пишет у себя на лбу, что она временная. И поэтому все игроки пытаются что-то урвать для себя в этот период «временности», но не более. Пытаются и Беларусь, и Украина, и Россия. Но и проигрыш, и выигрыш тоже будут временными. Потому что тактика без стратегии — это, как известно, суета перед поражением.
Причем у Батьки и Путина есть стратегия, а у Вашингтона и Киева — только тактика, да еще несогласованная друг с другом. Но вот если к власти в США вернется Демпартия, наш полуразмороженный холодильник замерзнет как был, с открытой дверью. Потому что Европа, которая, скрипя зубами молчит и слушает Трампа, при Блинкене и Салливане раскрывала рот чуть ли ни на границу до Урала. Так вот хорошо бы, чтобы республиканцы остались у власти и держали европейцев дальше в черном трансгендерном теле. Потому что, как будет при Трампе, мы не знаем, а при демократах — стопроцентно большая война в Европе.
Нужен не «папочка», а Батька

Если вам интересно, как в современном мире лижут ботинки и чего стоит вся дипломатическая мишура — почитайте, как генсек НАТО называл в Гааге Трампа папочкой. И это голос нелюбимого транспереходного сына или дочки, а, скорее, женщины-содержанки. Трампу любовь за деньги понятна и приятна, но европейцы льстят ему в глаза — им надо день простоять (вернее, пролежать под Дональдом), и ночь продержаться, до ближайших выборов в США, когда снова откроют рот и будут яростно болеть за Демпартию.
Поэтому и нам, и России, конечно, выгодно, чтобы конфликт между ЕС и Штатами сохранялся, а не принимал форму договорняка, как было при Байдене. Но верно и то, что без Демпартии наш холодильник невозможно разморозить до конца — именно демократы содержат экстремистские СМИ, все сорта российской и белорусской оппозиции, выкармливают Зеленского и прибалтийских тигров. Поэтому пока в США остается двухпартийная система, будет и заморозка-разморозка каждые пять лет (или сколько сможет устоять новая власть).

Можно, конечно, смотреть на это философски: все происходит, как на кухне, циклами. А единственная надежда выйти из последнего — это то, что кризис в США резко углубится. Например, Илон Маск заявил о создании собственной партии «Америка», а демократов и республиканцев обозвал свиньями. Но для Трампа это, скорее, минус, потому что от него отвалится избиратель, которого привел Маск. А демократам будет нормально, потому что их противники разделяться на две фракции, а тут еще мексиканцы с улиц не ушли.
И во всем этом хорошо видна разница между Батькой и папочкой. Батька — это надолго, как отец в семье, на 30+ и более лет. Баловать при нем — себе дороже, потому что отец — явление постоянное. А «папочка» содержит пассию ровно столько, сколько та ему интересна и пока есть деньги. Года четыре, а то и меньше, как у Дональда получится. Поэтому власть в США сменится быстрее, чем на «белорусском балконе». А там видно будет.
Рекомендуем

