Меню

Наведут мосты. В августе в Фаниполе приступят к реконструкции пешеходной переправы через ж/д

Наведут мосты. В августе в Фаниполе приступят к реконструкции пешеходной переправы через ж/д
Фото: фото автора и архивные

Прошло уже почти семь лет с тех пор, как фанипольчане обнаружили пешеходный мост через железную дорогу в районе рынка перекрытым и с табличкой «Прохода нет». До тех пор многие жители на протяжении десятилетий пользовались сооружением, чтобы пешком попасть в промзону — как правило, на работу, потому что именно там сконцентрированы почти все городские предприятия, включая самые первые.

Фаниполь мост

Архивная загадка

Так уж сложилось, что по своей планировке Фаниполь разделен железной дорогой на две части, причем территории эти с разным функциональным назначением — одна жилая, другая промышленная. Поэтому на протяжении всего существования города местным приходилось каждый день пересекать ж/д пути — чтобы попасть на работу, ведь в советское время все трудились на крупных местных заводах.

— Тогда почти все работали в промзоне — ЖБМК или «химбазе», — вспоминает коренная жительница Наталья. — Жилой массив располагался на «пятачке», который сейчас называют «старой» частью Фаниполя — это улицы Железнодорожная, Коласа и часть теперешней Комсомольской. И мост построили именно рядом с этим кварталом.

По документам, которые сохранились фрагментарно, планировать стройку бетонной переправы начали в 1969 году. Именно в тот период в деревне Фаниполь начинается массовое жилищное строительство – в 1970-х тут появляются первые многоэтажки. Проект моста удачно реализовали. Но потом про сооружение забыли…

Годами мост стоял без техобслуживания, и в наше время, когда возникла необходимость его обновления, выяснилось, что он не числится ни у кого на балансе. Специалисты «прошерстили» архивы и удостоверились, что сооружение не принадлежит ни Белорусской железной дороге, ни заводу железобетонных конструкций. Единственным найденным документом оказался проект 1969 года, в котором, однако, отсутствовали данные о заказчике строительства.

Фаниполь мост

Согласно имеющимся сведениям, сооружение было возведено в 1972 году одной из строительных организаций, но документация на объект не сохранилась. Это создало правовую коллизию и сложности по его эксплуатации и ремонту — физически существующее сооружение не имеет юридически установленного собственника.

Специалисты отмечают, что подобные ситуации нередко возникали в 1990-е годы при реорганизации или ликвидации предприятий. В данном случае утрата документов привела к тому, что объект инфраструктуры оказался вне правового поля, что усложнило решение вопроса о приведении его в порядок.

Когда мост стал представлять реальную угрозу безопасности пешеходов, Фанипольский горисполком принял решение его закрыть — это произошло в октябре 2018 года. Причина: низкая эксплуатационная надежность и потенциальная угроза жизни пешеходов.

Эксперты изучили сооружение и констатировали его неудовлетворительное состояние. Специалисты Белорусского дорожного научно-исследовательского института выявили существенные повреждения несущих конструкций: многочисленные трещины, выбоины и провалы на ступенях, создающие реальную угрозу безопасности пешеходов. При этом экспертиза установила, что пролетная часть над железнодорожными путями сохраняет достаточную устойчивость и не представляет опасности для движения поездов. Критическое состояние было зафиксировано именно в элементах пешеходных сходов.

— Раз объект ни за кем не числился, был в аварийном состоянии, что угрожало безопасности людей, мы закрыли его, — комментировал тогда это решение Владимир Кореневич, на тот момент председатель горисполкома. — Фанипольские предприятия пошли на допрасходы, доставляют работников к месту работы своим автотранспортом.

Фаниполь мост

Юридических проволочек с установлением собственника, судами и прочим хватило еще на несколько лет. Для решения проблемы с «ничейным» мостом Фанипольский городской исполком в феврале 2020 года обратился в суд с заявлением о признании моста бесхозяйным имуществом. Целью обращения была передача объекта в коммунальную собственность Дзержинского района с последующим закреплением за ГПО «Дзержинское ЖКХ» на праве хозяйственного ведения.

17 марта 2020 года Дзержинский районный суд удовлетворил требования исполкома, создав правовую основу для дальнейшего содержания и возможной реконструкции проблемного объекта. Данное решение позволило запустить процесс восстановления безопасного пешеходного сообщения между частями города.

Цена короткого пути

Тем временем мост закрыт уже почти семь лет. За это время власти рассмотрели разные варианты решения проблемы: предприятия организовали корпоративные автобусы для сотрудников, а город запустил автобусные маршруты, идущие по улице Заводской за железнодорожные пути.

Фаниполь мост

Однако многие жители так и не изменили своим привычкам. Вместо того чтобы идти в обход, они продолжали следовать прежней дорогой – только теперь не по мосту, а под ним, сокращая путь, но подвергая себя смертельной опасности. Разница в расстоянии действительно существенная: если напрямую – всего 500 метров, то в обход, через переезд, – два километра и больше.

Результат оказался трагичным: с момента закрытия моста на этом участке не обошлось без смертельных случаев. А в первой половине прошлого, 2024 года, Фаниполь вышел на первое место в области по этой печальной статистике.

— Больше всего случаев гибели (за полгода 2024 года погибли 12 человек) – в зоне обслуживания Дзержинского РОВД, в районе Фаниполя, — рассказали тогда в УВД Миноблисполкома.

В попытке изменить ситуацию в Фаниполе провели обряд освящения путей — он состоялся в мае 2024 года. Молебен провел настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца протоиерей Александр Микицкий. Церковный ритуал стал не только духовной поддержкой, но и поводом вновь заговорить о проблеме. Несмотря на предупреждения и заграждения, люди продолжали перебегать рельсы перед движущимися поездами. К слову, со дня освящения трагедий стало меньше. В 2025 году зафиксировано одно непроизводственное травмирование с летальным исходом на ж/д.

Фаниполь мост

Мост: перезагрузка

Осенью 2024 года на мосту появились первые рабочие – они приступили к демонтажу части конструкций. Но ремонт оказался непростым: основная проблема заключается в расположении моста над железнодорожной веткой Минск — Брест, что вынуждает подрядчиков работать лишь в короткие «окна» между проходами поездов по 2-3 часа в сутки.

Каждая рабочая смена требует подготовительных мероприятий: обесточивания участка, выполнения намеченных задач и подключения заново.

Дополнительную сложность создает теплотрасса городского значения, которая крепится к мостовым конструкциям и обеспечивает горячее водоснабжение большей части Фаниполя — она идет от центральной котельной, расположенной в промзоне, в жилую часть города.

Фаниполь мост

Работы, связанные с теплотрассой, было решено разделить на два этапа: первый пройдет с 11 по 20 августа, второй запланирован на период с 10 по 30 сентября.

По словам главного инженера Дзержинского ЖКХ Виталия Позняка, отключения горячей воды будут синхронизированы с графиком реконструкции. Параллельно с восстановлением моста планируется замена участка теплотрассы, благоустройство прилегающей территории и дорожек.

Фаниполь мост

Подрядчик — филиал «МСУ №2» ОАО «Мостострой» — рассчитывает реализовать проект к концу 2025 года. Из нового — мост планируют сделать крытым.

Для жителей это означает, что всего через несколько месяцев они получат современную и безопасную пешеходную переправу, которую ждали так много лет.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59