Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«А может так разойдемся, командир?» ГАИ проверило соблюдение ПДД

«А может так разойдемся, командир?» ГАИ проверило соблюдение ПДД

О необходимости соблюдения правил дорожного движения народ сочинил немало ироничных и метких сентенций, но вся наша мудрость не в силах объяснить парадокс – почему за жизнь пешехода несут ответственность водители, сотрудники ГАИ, дорожные службы, и далеко не всегда стремится возложить ее на себя сам пешеход?
Движение в темноте
Повод для встречи в ГАИ УВД Миноблисполкома самый серьезный. Наступают хмурые и дождливые осенние дни, видимость на дороге ухудшается – и в этом контексте разговор о безопасности пешеходов актуален вдвойне.
– Каждый год в осенний период мы усиливаем профилактическую работу. В прессе и интернете, на встречах с трудовыми коллективами не устаем повторять – пришло время особого внимания на дорогах, как для водителей, так и пешеходов, – говорит начальник ГАИ полковник милиции Михаил Акулич. – В прошлом году наблюдался серьезный рост количества ДТП по Минской области с гибелью пешеходов. В этом же – отмечаем уменьшение числа подобных трагедий, поскольку начали активно работать со злоупотребляющими гражданами, которые и свою жизнь подвергают опасности, и практически не оставляют выбора тому, кто за рулем.

Выехав в рейд с корреспондентами МЛЫН.BY, инспекторы ГАИ работают в привычном режиме
А сбить человека – врагу не пожелаешь… Некоторые водители, испытывая панические атаки, потом просто психологически не могут сесть за руль. Уже не говоря о том, что им нужно оправдываться, общаться с представителями органов дознания, участвовать в следственных экспериментах.
– Поэтому наша задача – сберечь как самого пешехода, так и водителя, – продолжает Михаил Александрович. – К слову, анализируя ситуацию на дорогах Минской области, мы даже составили типичный портрет пешехода из зоны риска.
По словам начальника ГАИ, его наизусть знает каждый инспектор. Как правило, это мужчина 30-50 лет, ведущий асоциальный образ жизни, злоупотребляющий алкоголем, неработающий, игнорирующий световозвращающие элементы.
Такие погибают чаще всего на дорогах республиканского значения вблизи населенных пунктов. В городе, на освещенных улицах, водителю шатающегося гражданина заметить легче. Но стоит последнему шагнуть в темноту, как он практически гарантированно попадает под колеса.
– Во многом беда еще и в том, что люди не обращают внимания на пьяного пешехода, не звонят в милицию, чтобы наряд «выдернул» его с проезжей части, – замечает Михаил Акулич. – Наши сотрудники, сделав нетрезвому нарушителю предупреждение или выписав штраф, в большинстве случаев доставляют его домой. И гражданам ни в коем случае нельзя оставаться пассивными наблюдателями.
«Клуб самоубийц»
Дорога – место для трезвых людей. Но статистика неумолима. Если пешеход попадает под машину, то в 90% случаев он в меньшей или большей степени находится в состоянии алкогольного опьянения.
– Трезвый пешеход, даже без фликера движущийся по обочине, адекватно оценивает ситуацию и проявляет осторожность, чтобы не стать жертвой наезда, – вступает в разговор начальник отдела дознания ГАИ УВД Миноблисполкома подполковник милиции Дмитрий Шинелев. – Но стоит человеку выпить, – он теряет контроль и над дорожной ситуацией, и над собой. У таких граждан напрочь отсутствуют чувство опасности, инстинкт самосохранения. А это, получается, своего рода клуб самоубийц, – иначе не скажешь…
Чуть позже Дмитрий Викторович показывает мне просто беспрецедентный ролик с переднего видеорегистратора автомобиля: мужчина в темноте переползает трассу на четвереньках. Фликеров на нем, конечно же, нет, и то, что этот совершенно пьяный субъект не был раздавлен как мигрирующая лягушка первым же грузовиком – невероятно счастливый исход.
– К сожалению, в небольших населенных пунктах много праздных наблюдателей, но мало людей с активной гражданской позицией, – разводит руками Дмитрий Шинелев. – Все в агрогородке знают Федьку или Антона, тратящих целые дни на поиски всевозможных ресурсов для добычи спиртного. А потом вечером, в полной темноте, в неадекватном состоянии эти личности возвращаются домой, рискуя вообще не дойти до порога. И никто же не сообщит участковому, родственникам… Не наше право, наверное, давать оценку социальному статусу и моральному облику этих условных пешеходов, но прямая обязанность – уберечь их от гибели на дороге.

Проверка документов – не формальная рутина, а один из важных инструментов поддержания безопасности на дорогах
Каким образом? Путем точечной, персональной работы. К примеру, в Минской области в ходе проверок выявили более 360 водителей, нарушающих ПДД систематически. Их стараются держать под контролем. Такая же схема будет применяться и в отношении недисциплинированных пешеходов. Сотрудники ГАИ проведут анализ, – кто и сколько раз попадался на дороге в нетрезвом виде… – придут к нарушителю на работу, обратят внимание руководства, задействуют административный ресурс – участкового, сельсовет, трудовой коллектив. И все это для того, чтобы сберечь жизнь и здоровье человека, а не наказать… 
Рычаг воздействия
О роли коллектива следует сказать особо. Если наставления инспекторов ГАИ и штрафы действуют не всегда, то смотреть в глаза людям, с которыми трудишься бок о бок, нарушителю стыдно.
– Если гражданин с двумя-тремя промилле алкоголя в крови поздно вечером шатается вдоль проезжей части, то у сотрудника ГАИ, который его остановит, сразу возникнут вопросы: какой он завтра придет на работу, и какой над ним в организации или на предприятии контроль? – рассуждает Михаил Акулич. – Мы пошли с предложением в Минский облисполком, и губернатор Александр Турчин нас поддержал, подписав соответствующее решение от 5 марта 2020 года № 173.
Практическая суть документа такова: если задерживают участника дорожного движения с высокой степенью опьянения в темное время суток, то на утро в его трудовой коллектив приходит проверка – сотрудник ГАИ, участковый и работник райисполкома, которые контролируют, как руководители выполняют Директиву №1.
И опыт уже имеет положительные результаты. Например, заведующая молочно-товарной фермой на Копыльщине вечером была задержана за управление автомобилем в нетрезвом виде. Утренняя проверка выявила еще двух работников этой фермы с 1,5 промилле алкоголя в крови.
– Это сильный рычаг воздействия, – продолжает начальник ГАИ. – Похожий случай произошел и в Слуцком районе. За нетрезвого пешехода, своего коллегу, пришлось в прямом смысле слова отдуваться (пройти проверку на алкотестере) всему коллективу. А вот официальный ответ из Любанского райисполкома… Дворник в парке культуры и отдыха в нетрезвом виде управлял мотоблоком. В результате руководителю за ненадлежащий контроль объявлен выговор, сторожу парка – замечание, а самого дворника в конечном итоге отстранили от работы. И таких выездов с проверками было проведено уже около трех с половиной сотен.
Смотри в оба!
Нарушают правила и трезвые пешеходы, причем с печальными для себя же последствиями. Дмитрий Шинелев привел пример конкретного ДТП, случившегося в одном из пригородов Минска. Женщина в небольшой группе вышла на «зебру» из-за автобуса, ограничивающего обзор, и даже не посмотрела в сторону приближающегося по встречной полосе автомобиля. Видеорегистратор покадрово зафиксировал момент ДТП: другие пешеходы резко отпрянули назад, а женщина продолжила движение и только в самый последний момент, в считанных метрах, увидела капот легковой машины и рефлекторно попыталась отстраниться от автомобиля рукой…
– Все произошло за какие-то доли секунды, и может показаться даже, что удар был не слишком сильным, но в конечном итоге – травмы, гипс… – рассказывает Дмитрий Шинелев. – Вина водителя в этом происшествии, безусловно, есть, но ответственность ложится и на пешехода. Даже если он переходит дорогу по «зебре», то и в этом случае хотя бы элементарное правило, многократно повторяемое в начальной школе – посмотри налево, посмотри направо… – выполнить обязан.

Дорога и кенотаф как символ беспечного отношения к ней
Да, пункт 17.2 Правил дорожного движения гласит: переходить (пересекать) проезжую часть дороги необходимо по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, – по наземному пешеходному переходу. И здесь ключевое слово «убедившись».
– Мы всегда наказываем водителя: не пропустил пешехода – плати штраф. Но надо привлекать к ответственности и гражданина, который сделал шаг на «зебру» и не убедился, уступили ли ему дорогу, – продолжает Дмитрий Викторович. – Может, административный ресурс повернуть и в этом направлении? Да, водитель в нашем случае тоже виноват, но в больницу-то попала женщина… Уверен, что потом, прокручивая в голове ситуацию, она в мыслях десять и двадцать раз посмотрела в сторону приближающейся машины.
А ведь водители бывают разные… Инспекторы ГАИ задерживают и нетрезвых за рулем, причем в серьезной степени алкогольного опьянения. Кроме того, нельзя исключать и возможность технической неисправности автомобиля: отказ тормозной системы или неполадки в рулевом управлении, например… Поэтому сотрудники госавтоинспекции и повторяют неустанно: пешеход обязан убедиться, что дорога безопасна для перехода.
Цена беспечности высока
Мы побеседовали со Светланой Витальевной*, , по телефону. Она уже оправилась после аварии. А что касается выводов… Ее мнение не во всем совпало с позицией сотрудников ГАИ.
– По видеокадрам вы могли убедиться, что водитель не снизил скорость, хотя и заметил переходящих… Да и я не посмотрела, не повернула голову, – признается она. – И уже почти перешла дорогу. Сейчас трудно оценить ситуацию. На том участке небольшое движение: может и это сыграло роль…

Пострадавшая в ДТП
Расхолодило, как понял я. И, тем не менее, пострадавшая согласна, что даже на тех улицах, где поток машин небольшой, нужно быть внимательным при переходе, поскольку цена беспечности слишком высока.
– В странах Скандинавии детей учат: прежде чем сделать шаг на пешеходный переход, нужно установить визуальный контакт с водителем. То есть поднять руку как сигнал – ты меня видишь? – рассказывает Михаил Акулич. – Водитель в ответ на руле поднимает ладонь… Значит, он заметил и можно переходить.
И наши сотрудники ГАИ, тесно взаимодействуя с учреждениями образования, учат ребят уже с дошкольного возраста устанавливать визуальный контакт между водителем и пешеходом.
– Если водитель тебя заметил, понял траекторию твоего движения, то транспортное средство под его контролем, и все в порядке. Смело делай шаг вперед, – говорит начальник ГАИ. – Конечно, культуру поведения на дороге нельзя привить за какой-либо отчетный период, на это требуются годы. Но мы запустили этот процесс, держим его под контролем, ищем новые формы профилактической работы. И если наши граждане со своей стороны проявят должное внимание, то кривая ДТП неуклонно поползет вниз.
Теория и практика
Но одно дело говорить о ситуации на дорогах в кабинете руководства областного ГАИ, и другое – убедить на практике некоторых легкомысленных и скептически настроенных пешеходов во время рейда. Отправляемся в него вместе со старшими лейтенантами милиции Богданом Хоменко и Никитой Апраничем – инспекторами дорожно-патрульной службы спецподразделения ГАИ по обеспечению безопасности дорожного движения управления внутренних дел Миноблисполкома.
– Сегодня наша работа с водителем или пешеходом-нарушителем, если они не из разряда злостных, направлена на убеждение, – говорит Богдан Хоменко. – В первый раз ограничиваемся беседой и предупреждением. И люди такое отношение приветствуют. Но очень многое, конечно, зависит от конкретного человека. Один сделает выводы и в следующий раз не станет переходить дорогу в неположенном месте, например, а другой – добрый совет инспектора завтра же проигнорирует, за что и поплатится сразу же…
На служебной машине мы направляемся в пригород. Ребята не первый год на службе и хорошо знают участки, где нарушения со стороны водителей или пешеходов (что гораздо чаще) можно предупредить. На одном из таких и делаем первую остановку.

Старший лейтенант милиции Богдан Хоменко объясняет, что неисправная фара может стать причиной ДТП
Но сегодня здесь можно только порадоваться за водителей: нарушений нет, техническое состояние машин и документы в полном порядке.
– В ночное время интенсивность дорожного движения снижается на 70-80%, – рассказывает Никита Апранич, когда мы переезжаем дальше. – Но инспектор должен быть начеку в любое время суток. А самый опасный период – после наступления сумерек, когда и поток машин еще плотен, и значительно снижена видимость на дороге. Серьезно обостряют ситуацию и сложные погодные условия – туман, дождь, гололед…

Если огнетушитель и аптечка в порядке, то и водитель в непредвиденной ситуации не растеряется…
В таких случаях, по словам инспектора, водителю и пешеходу лучше трижды перестраховаться. Тот, кто за рулем, может вообще не увидеть переходящего дорогу человека без световозвращающих элементов, а пешеход за пеленой дождя или во мгле тумана – приближающийся автомобиль.
Как по сценарию
Мы дежурили на дороге до самой темноты – и лишь одному водителю инспекторы сделали замечание: на машине оказалась неисправной одна из фар. Приближаемся к населенному пункту.
– А вот здесь, возле магазина, есть большая вероятность, что будут переходить дорогу в неположенном месте, – говорит Богдан Хоменко на подъезде к агрогородку. – Причем, граждане той социальной категории и внешности, что описывал начальник ГАИ.
И точно, как по сценарию: в нескольких десятках метров от пешеходного перехода дорогу пересекает явно нетрезвый субъект. Фликера, конечно же, нет. Без всяких оговорок нарушение налицо – и мужчину лет сорока приглашают в машину ГАИ для уточнения личности и составления протокола.
– А может так разойдемся, командир? – вяло пытается отбиться нарушитель. – Да я тут совсем рядом живу…
– Не получится, уважаемый! – тверд старший лейтенант Апранич. – Вас же на расстоянии вытянутой руки не увидишь на проезжей части! Переходили в неположенном месте, нетрезвы…
Поняв, что отговориться не получится, гражданин соглашается. Мол, раз виноват, чего уж там… Условный портрет пешехода из зоны риска совпадает с реальным героем на все сто процентов, с одной только принципиальной разницей – этот человек жив. Но если бы его не остановили вовремя – как знать…
При оформлении правонарушения мужчину дважды проверили на алкотестере: в первый раз прибор показал 2.6, во второй – 2.9 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Инспектор ГАИ Никита Апранич проверяет нарушителя на алкоголь: 2.9 промилле…
– Немала доза! – замечает Никита Апранич. – И вы уже дважды за последнее время попадаетесь на дороге. Первый раз отделались предупреждением…
– И фликер подарили. Да вот потерял его, – сокрушается тот.
– А сейчас получите штраф! – инспектор не склонен шутить. – Фликер дадим, не переживайте…
Пока Никита Апранич разбирается с нарушителем, Богдан Хоменко останавливает на обочине двух мальчишек лет восьми-девяти с самокатами. Далее звучат вполне взрослые наставления о том, что находиться без фликеров в непосредственной близости от дороги очень опасно. После чего инспектор прикрепляет ребятам световозвращающие элементы на одежду и средства передвижения.
Вместо послесловия
Совсем стемнело – и пора подводить итоги рейда. Мальчишки, поблескивая маячками, покатили домой, а нарушитель за содеянное, кроме фликера, получил еще и штраф.

Фликеры на одежде и самокатах: теперь водитель заметит мальчишек издалека
По ходу движения в направлении Минска фары служебной машины то и дело выхватывают пешеходов на «зебрах». К слову, световозвращающие полоски, отсутствие которых нередко стоит жизни, сверкнули только раз или два. И мы невольно рассуждаем о том, что, имея в кармане суперсовременный смартфон, человек не должен при этом оставаться дикарем по отношению к себе, к безопасности своих детей, близких и просто тех, кто неразумно, мягко говоря, ведет себя на дороге. Чтобы потом, когда уже будет поздно, не искать виноватых…
*Имя пострадавшей в ДТП изменено.