Меню

Почему сносят памятники в Европе, поставленные нашим дедам и прадедам?

сталин
Фото: из открытых источников

Великие Луки. Великий Сталин. Великая дискуссия. Архитектура и памятники формируют сознание общества, в итоге — мировоззрение, а значит, будущее. Памятники — от слова «память». И этим все сказано. И понятно. Почему сносят мемориалы и обелиски, поставленные нашим дедам и прадедам? Почему?

Потому что надо отформатировать память о подвиге советского солдата. Того, кто спас европейцев от самих себя. От своего страшного глубинного сознания. От крематориев и концлагерей. А еще надо забыть Великую Победу славян. Потому что говорим «9 Мая» — подразумеваем победу 1812-го и Грюнвальд, и даже Чудское озеро.

Железобетонная угроза

Это угрожает геополитическому высокомерию Европы: постоянно «сад» проигрывал «джунглям». Это угрожает гегемонизму глобальной коалиции: условный обычный поляк, помнящий, что его бабушку от Майданека спас дед условного пропагандиста из Минска, вряд ли станет воевать и ненавидеть соседа восточнее Буга.

А те, кто против интеграции нормальных отношений, сеют ненависть. И вырывают корни, превращая страны в полигоны для войны. Как им пойти на Восток, если они носят цветы на могилы советских воинов-освободителей? Как поверить в переписанную историю, если за окном стоит обелиск русскому пехотинцу? Если бы поляки или украинцы ненавидели все советское, то уже давно бы все снесли. Но нет — простояли десятилетия! Пока хозяин Белого дома не решил снова залить кровью Старый Свет.

Отдельная тема — снос памятников выдающимся личностям Европы. Это уже нужно для войны против своих же граждан. Отмена культуры должна отменить все, что было прежде. Революция сознания, революция бытия. А памятники для них — железобетонная угроза. Вместо Линкольна отливают образы чудищ неземных. Гляньте на изваяние у нью-йоркской штаб-квартиры ООН. Это вам не скульптура созидателя, что по-евангельски перековывает меч на орало. Кстати, монумент подарен атеистичным СССР для ООН. Как еще не снесли-то? Не время. Но сейчас не тот мейнстрим. Время инфернальных образов.

У нас выход один — сохранить себя людьми. В традиционном понимании. А значит, сохранить память. И памятники. И отливать нашу историю в бронзе и бетоне, вытесывать из мрамора и гранита. Время требует сильных личностей.

сталин

В Беларуси такой вопрос не стоит. В России все чаще обращаются к периоду сталинизма: сейчас запрос на стальных менеджеров.

Генералиссимус советской империи

Личность неоднозначная и неординарная, как и любой из нас. А чем значимее особа, тем ярче и заметнее это проявляется. Сколько раз вымарали и переписали биографию вождя последующие генсеки? Но стереть из памяти не вышло. Даже западные «партнеры» оценили вклад Хозяина 1/6 части суши, у которого были лишь пара френчей и несколько пар сапог. Принял Россию с сохой, оставил — с атомной бомбой. Великая Победа, великое послевоенное строительство не отменишь. Но часто мы забываем существенную деталь: именно Сталин повернул курс от превращения СССР в сырьевую территорию для мировой революции.

Пару капель разлада

Памятник — одно дело, освящение — другое. Пару капель святой воды всколыхнули целый океан. Это стало бурей или даже ураганом. Если в мирском понимании можно найти золотую формулу отношений, то в религиозном…

Едиными устами и единым сердцем не получилось. В Церкви много групп. Увы. И шипят не только соседи по толпе во время богослужения, но и различные партии единого Бога.

В последние годы ярко и активно ведет себя пролиберальное крыло. Оно категорически против всего советского, в том числе против гонителя духовенства. Но интересная деталь: именно Сталин отменил зверские указы Ленина в отношении церковников.

Годы 37-й и 39-й… Про них пишут все. А про 33-й — как-то меньше. Но именно он был самым обильным по количеству репрессированных. В 37-м чаша сия не минула представителей «сливок общества». Вот и помнят, забывая, что привело к гонениям. Революция народных масс и сознания.

Непопулярное мнение, но революцию же почти что ждало и духовенство.

Находясь под пятой царизма и обер-прокурора Победоносцева, интеллигенция в рясах и с панагиями ждала перемен. Слишком приторен был воздух родного Отечества. Даже кадильный дым не так был сладок, как опьяняющий воздух европейского духа, уже отравленного вольнодумством Вольтера и разбавленного ядом безбожной философии Ницше.

В монастырях в обиход вошли красные банты и профсоюзы, чтобы не очень прищемляли послушаниями. Впрочем, и избалованные путиловцы требовали свобод и вольностей, солдаты — свободы от присяги… А что вышло? Как это напоминает настроения трехлетней давности, что витали и под куполом храма, и в общественном пространстве. Все же были уверены: мы правы! И сейчас, и тогда. Только Иоанн Кронштадтский и Иоанн Восторгов были рупорами совести современного общества. Но их проповеди потешали людей образованных, словно газетные сообщения о кометах. Все хотели перемен. И не хотели войны. И перемены, и «мир» пришли. Вместо врагов (кайзеровских солдат) — пулеметы «максим» повернули в сторону крестных ходов. По 666 пуль в минуту.

Еще Сталин был незначительным партийным штыком, а Синод первый вынес портрет ныне канонизированного царя-мученика (мне так это напоминает решения Синедриона). Монахи надели красные банты. Ре-во-лю-ци-о-не-ры затем и станут новомучениками. Не все. Некоторые и мучителями.

Да и, конечно же, не все новомученики воротили нос от старорежимного уклада. Но мейнстрим у общества был такой: ради перемен можно все смести. А если прочесть протоколы допросов, то там фамилии явно не Сталина, а наполненные определенным звучанием. И появляется ощущение, что боролись не класс против класса, а представители одной религии против другой. Сталина здесь считают бичом Божьим. Ну… как Навуходоносора для иудеев, отпавших от Бога. Это мнение еще одной партии церковного истеблишмента.

Факты

Сталин поддерживал церковь и оказывал финансовую помощь священникам, помогал в организации академий и семинарий.

Его действия показывают, что церковь должна иметь продолжение в виде учеников и последователей. Сталин настаивал на мерах, которые не позволили бы кадрам священнослужителей иссякнуть.

В те сложные времена церковь жила, функционировала, оказывала материальную помощь фронту, а митрополиты были готовы к диалогу со Сталиным и через него — с государством.

Третья, самая несистемная для церковных властей версия: Сталин как царь и создатель империи. Вроде же и историческая правда. И в концепцию «Москва — третий Рим» вписывается. Но при тифлисском семинаристе не получилось симфонии единства церковных и светских властей. А может, его разочарования семинарского времени повлияли на дальнейшую историю взаимоотношений политбюро и патриаршего местоблюстителя?

ленин

Бедного, брошенного отцом Иосифа воспитывала мама. Отдавая последние деньги на учебу. Но отличника первого курса отчислили со второго курса. Местный архимандрит не внял просьбам талантливого и пробивного парня: даже в церковной среде деньги решали многое. Бесплатное духовное образование — лишь для детей духовенства. А молодому семинаристу даже не за что было купить зимнюю одежду. Понятно тяготение к социалистам и отношение к церковникам.

Но тенденции гонения на Церковь появились еще при Ленине. Настолько искрило, что когда в Мавзолей попало содержимое кремлевской канализации, то патриарх Тихон сказал: «По мощам и елей».

Дерзким ли было освящение памятника выдающемуся мирскому вождю? Церковная история знает примеры, когда известные представители мирового монашества молились даже за тех, кто воплощение зла… Но нам, грешным, с собой бы разобраться…

В стиле ампир

А что касается памятников Сталину, то ох их сколько! В Минске, на центральном проспекте Независимости, целая застройка в сталинском ампире. Данный стиль не только в архитектуре. Во многом остался. И в сердцах людей.

Даже мертвый гонитель Сталин (да просто живая память о нем) продолжает будоражить Церковь. А может, вопрос не в Сталине, а в каждом из нас? Переругались, вынесли все на общественное суждение, нет общего вердикта. А потом удивляемся, откуда ПЦУ и прочие неустроения…

Церковную жизнь нельзя строить лишь на общественном служении, проведении конференций и поиске консенсуса между религиями. Главное – не забывать Христа, его слов. А мы все тянем за собой под своды церкви и гениев управленческой мысли, и мистических персонажей. И то боремся с паспортами, то следуем фриковатым забабонам. В общем, храм — это лечебница или даже Ноев ковчег. Каждой твари по паре. Но не забывайте, КТО и КАК создал ЦЕРКОВЬ. Церковь — это не инструмент манипулирования и управления массами, не институт нравственности. Церковь — это Христос. И чтобы ее создать, надо после распятия на третий день воскреснуть!

История с памятником показала: не по всем вопросам есть общественный консенсус. А как ему быть, если решение многого откладывают на будущее. Если нет главенствующей идеологии даже в трактовке прошлого.

Якобы люди сами разберутся. Мол, никто не хочет брать на себя такую миссию пророка. Знакомо это и нашему общенациональному пространству. Молчание национальной интеллигенции приводит к тому, что людям дают ориентиры заморские центры порабощения. Они не стесняются своих идеологий.

Мы говорим о России, а имеем в виду и нашу национальную монолитность. Хотя какая монолитность, если пару капель святой воды показали, какие есть трещины? Что ж, время плюрализма, а не неоднозначного сталинского единства.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59