Меню

Все врут. Проданная «Перамога» и разбитые надежды беглых

Ютуб
Фото: из открытых источников

Мы живем в удивительном мире. Удивителен он сегодня тем, что многие люди, якобы страстно желающие слышать правду и только правду, на самом деле очень охотно принимают ложь. И даже ищут эту ложь, чтобы считать ее правдой — так жить им как-то легче.

Секта «свидетели протестов»

В Беларуси, начиная с 2020 года, государственная пропаганда и рассказывала, и показывала, и доказывала не единожды, что в беглой оппозиции что ни лидер — так обязательно вор! Идут в эту оппозицию не ради политики или светлого будущего какой-то «Новой Беларуси», а ради денег. И про Стрижака с Леончиком рассказывали, и про распил миллионов от Франака Вечорко и сетки телеграм-каналов «Инфопойнт», и даже выборы в беглый парламент финансировались, но разворовывались. Однако людям из секты «свидетелей протестов» (а беглая политика давно уже имеет отчетливые признаки секты) такая правда неудобна. Вот они и ищут ложь. И находят.

Почему плохой YouTube и почему его нужно на благо общества отменить? Не потому, что там говорят чуть чаще плохого о Беларуси, чем хорошего; не потому, что там за деньги продвинется любая новость или нарратив, даже и особенно — ложные; и не потому даже, что YouTube удаляет контент и каналы, неугодные владельцам и кураторам YouTube. Эта площадка использует уникальный психологический инструмент, который вызывает у активных пользователей отторжение к чужой точке зрения.

Рисунок Антона Островского

Вот смотрит, например, наш выпуск на YouTube какой-то беглый. Я говорю, что Стрижак — вор, и это не только можно доказать, это доказано, и не единожды: с документами, скриншотами личных переписок и показаниями свидетелей. Но какому-то беглому зрителю не нравится такая правда, потому что он считает, что Стрижак — небесное светило.

Что сделает зритель?

В лучшем случае дослушает этот выпуск и будет не согласен, но скорее всего не дойдет даже до конца. Ведь правда, озвученная там, вступает в конфликт с его устоявшимся мнением. А вступать в конфликт куда менее приятно, чем радоваться от того, что ты якобы все думал правильно и все знал.

И беглый этот, не дослушав Субботу, закроет ролик, но найдет на том же YouTube другого блогера, который будет рассыпаться в комплиментах этому же Стрижаку и называть его небесным светилом. Такой контент не вступает в конфликт ни с чем в голове у этого зрителя, наоборот — вызывает радость, выделяются эндорфины с дофамином, человек счастлив. Такие пользователи YouTube — эмоциональные наркоманы, и часто они сами это знают.

Более простой и показательный пример — кофе. Допустим, мой товарищ, который этот напиток очень любит и пьет по чашек 8–10 в день, открывает ролик на YouTube, где ему доктор медицинских наук с 30-летним стажем, с дипломами и регалиями, 20 минут будет рассказывать о том, насколько кофе вреден для здоровья — от него и сердечко, и нервишки пошаливают, и бессонница появляется.

Товарищу моему, как кофейному наркоману, эта точка зрения, само собой, не нравится. Он закрывает этот ролик и ищет на YouTube другой. И без проблем находит! В котором ровно такой же, но уже другой, доктор медицинских наук с 30-летним стажем, с дипломами и регалиями, 20 минут будет рассказывать о том, что кофе, на самом деле, полезен для желудка и почек, стимулирует мышечную активность, а его вред вообще не доказан. Ярый фанат кофе и YouTube хочет смотреть именно такой контент, а не другой — он приятный и не раздражает.

В итоге спустя годы такого подхода к смотрению YouTube мы получаем людей, не способных воспринимать неудобную для своей точки зрения правду или хотя бы просто чужое мнение. Фактически это оболванивание человечества через лишение возможности критически подходить к собственным умозаключениям. Дураку сегодня не нужно учиться, чтобы стать умным. Ему достаточно найти такую точку зрения, которая создаст иллюзию того, что он не дурак.

Опять Азаров

Пример, актуальный на этой неделе, — это гражданин бывший милиционер по имени Александр Азаров, про которого мы уже рассказывали в этой рубрике — вкратце перескажем его историю. Работал в органах, среди прочего — сажал себе в тюрьму спокойно тех, кого сегодня беглые называют политическими заключенными, но этот нюанс господина Азарова совершенно не волновал. За профнепригодность и прочие грехи отодвинут был от милицейской службы, что стало причиной исхода Азарова в 2020-м в оппозицию — якобы ради светлого будущего Новой Беларуси с новой властью. Уже тогда госпропаганда намеками и чуть более прямо предупреждала, в том числе, тех, кто не сторонник власти: ребята, будьте внимательны, рядом с вами проходимец, помешанный на деньгах. Такая правда для них была неприятной и неудобной, а удобнее было считать это клеветой и ложью в отношении честного человека — ну, что ж…

Шли годы, и господин Азаров, для начала, развалил склоками и дележкой денег якобы объединение беглых силовиков, подмазался к офису Тихановской, потому что офис максимально близко к грантам, придумал некий план «Перамога», который по глупости своей публично поддержала госпожа кухарка, а позже оказалось, что никакого плана нет, а тех людей, кто в инициативу поверил и зарегистрировался в телеграм-боте, массово привлекают к ответственности в Беларуси.

К тому времени уже половина беглых кричала, что Азаров жулик и вор, намекая на то, что государственная пропаганда в Беларуси в 2020-м была права.

Где ж вы раньше были?

Азаров на этом не остановился, вляпываясь в скандалы снова и снова, но это мелочи, потому что вся публичная деятельность Александра направлена строго на зарабатывание денег, а не на благие интересы общества, так что как его имя всуе вспоминают в этом беглом обществе — несущественно. Сначала оказалось, что Азаров украл из объединения беглых недосиловиков кучу денег, переведя их на счета фирм своей жены, украв, таким образом, не только финансирование из Вашингтона через всевозможные фонды, но и деньги доверчивых белорусов, которые донатили Азарову, кто сколько может на якобы скорую вооруженную революцию в назначенный день и час. День и час так и не настали, а жена Азарова, катаясь вместе с мужем по заграницам на ворованные деньги, передала беглым, что со своими претензиями они могут пойти подальше, потому что это якобы ложь. Им сейчас там очень удобно: любую неприятную правду можно назвать агентурой КГБ или Кремля, и вроде как тогда неприятная правда считается заведомо ложью.

На прошлой неделе — новый скандал имени Азарова. На польской барахолке типа «Куфара» заметили, что кто-то массово продает имущество с логотипом плана «Перамога» — того самого, от Азарова, так и не случившегося, но из-за которого сотни людей в Беларуси попали под уголовное преследование. Для этого «плана» Азаров собирал деньги, в том числе на обмундирование и технику для тех, кто в назначенное время будет с оружием сражаться против власти в Беларуси. Каково же было удивление всех, когда и тактические жилеты, и телефоны спутниковой связи, и многое другое, что, например, пригодилось бы тем же наемникам на Украине, Азаров просто распродает.

Случился скандал, на Азарова набросились все блогеры, которые умом, конечно, не блещут, но в данной ситуации вопросы они задавали правильные. Мол, Саша, как так? Собирал деньги на обмундирование в вооруженную революцию, ее не случилось — отдал бы на фронт это все, раз уж куплено в складчину беглыми, а не тобой?

Саше звонили и писали. Но Саша не отвечал, потому что… в отпуске. Из отпуска пришлось выйти, когда скандал лавинообразно вывалился во все экстремистские медиа.

В итоге Азаров нацарапал ответ приблизительно следующего характера: 1. Да, продаю то, что никем не востребовано — а что такого? 2. Да, что востребовано, а что нет, решаем мы, раз мы закупали — а что не так? 3. Куда пойдут деньги? На деятельность объединения, то есть Азарову — мол, куда хочу, туда и потрачу. 4. Все, кто пишет об этом, — или скандалисты, или агентура КГБ и ФСБ, или нечестные журналисты, даже если они якобы демократические.

На этом фоне беглые вспомнили, что когда-то государственная пропаганда говорила, что вообще базу данных участников плана «Перамога» в даркнете продал сам Азаров за приличную сумму. Продал для того, чтобы тем, кто якобы собирался с оружием в руках устраивать кровавый переворот в Беларуси, могли звонить всякие мастера холодных продаж или другие мошенники и предлагали, кто сковородку купить, кто на курсы прийти, а самые ушлые (и таких колл-центров в одной Украине десятки) могли разводить белорусов на деньги. Есть основания считать, что фигуранты всех историй, как в Беларуси кто-то кому-то отправил крупные суммы якобы на операцию родственникам или по требованию псевдосиловиков (то есть попался на банальный развод), — это в том числе участники того самого плана «Перамога», базу которого продал в даркнете Азаров. И которая, конечно, оказалась в руках силовиков.

A computer terrorist in a dark hoodie hacks into a computer network, types software code on a keyboard, and monitors a virus attack to hack into government systems and servers. Digital panels with many open windows with program codes and windows for loading digital data.

То есть пропаганда была права: Азаров — жулик и вор. Сегодня это неоспоримо, но на то, чтобы принять правду и понять, у беглых ушло 4 года. А могли бы и сразу…

Но правда бывает неприятной, а люди в целом и беглые в частности любят, когда приятно. «Все врут» — говорил когда-то доктор Хаус. «…И все обманываются!» — добавил бы Грег сегодня.

А Азаров… Закончатся деньги — вот посмотрите, вернется в Беларусь, пойдет на сделку со следствием и сдаст всех, чтобы спасти свою шкуру.

Просто поверьте. Поймете потом.

беглые
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59