В каких местах велосипедистам можно не спешиваться — показали сотрудники ГАИ в Борисове

С первого сентября в Беларуси вступило в силу новое правило: велосипедисты и владельцы средств персональной мобильности (СПМ) обязаны спешиваться на пешеходных переходах. Но есть места-исключения — их показали сотрудники ГАИ Борисова в рейде по городу.
Пока едем, старший инспектор ДПС межрайонного отдела ГАИ Борисовского РУВД Евгений Хадасевич отмечает, что число происшествий с участием велосипедистов и владельцев СПМ постепенно снижается:
— И это радует! Во многом роль играют вступившие в действие новшества. Нововведения прописаны в пункте 150 Правил дорожного движения.
Он подчеркивает, что добиться положительной динамики удается не только за счет законодательных новшеств, но и модернизации инфраструктуры:
— С начала года в нашей стране обустроено более 100 километров пешеходных и велосипедных связей. Внедряется и доказавшая эффективность инженерная «классика». Среди них, к примеру, островки безопасности. Буквально пару недель назад на привокзальной площади нашего райцентра установили спецстолбики для организованного выезда общественного транспорта. Площадь стала безопаснее для движения.

Если нет спецтаблички — нужно спешиваться
Для удобства также оборудуют места, где велосипедисты и владельцы СПМ могут не спешиваться. В Борисове пока таких два — оба на улице Гагарина, у домов №70 и №85. Направляемся туда. Оба перехода регулируемые, оборудованы обычными для водителей и пешеходов светофорами, а также новыми доптабличками (с изображением светофора и велосипеда).



— Это значит, что велосипедисты и владельцы СПМ (электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и др.) могут пересекать дорогу, не спешиваясь — прямо на велосипеде или СПМ, — объясняет простым языком Евгений Хадасевич. — Во всех остальных случаях — необходимо спешиваться. Да, не все выполняют требование — нужно время, чтобы общество приняло изменения. А пока проводим с людьми разъяснительную работу, стремимся убедить передвигаться осторожнее.
«Знаю, что спешиваться не нужно, но все равно перекатываю — на всякий случай»
Уже на втором пешеходном переходе встречаем велосипедиста Александра. Он едет с работы, на транспорте нет светоотражателей. Мужчина уверяет, что его куртка «видна за версту», но инспектор предлагает наклеить отражающие элементы — для безопасности.
— Если велосипед без катафотов, мы обозначаем его светоотражающей пленкой. Это помогает — в темноте видно. Сегодня все чаще встречаем на дорогах велосипедистов со светоотражающей пленкой. Сразу понятно, что с этим человеком уже проводили беседу о безопасности на дорогах и теперь он ездит по правилам, — замечает инспектор.

Пока Евгений наклеивает световозвращатели, говорим о нововведениях.

— Правильно сделали, что вернули правило спешиваться при пересечении проезжей части дороги, — считает Александр. — Я сам водитель с 30-летним стажем. А велосипедисты, и особенно самокатчики, сейчас, извините, безбашенные. Особенно — в Минске. Они вылетают на перекресток, даже по сторонам не смотрят. Как тут водителю машины среагировать? Поэтому и авария может произойти. Я каждый день езжу на велосипеде, удобно. Спешиваюсь везде, даже на вот этом пешеходном переходе. Хотя здесь и разрешено. На всякий случай.

Евгений еще раз напомнил Александру о светоотражателях на велосипеде и похвалил за куртку — ее, действительно, хорошо видно в темное время. Она — сплошной фликер.
— Увы, к сожалению, не все участники движения успевают своевременно адаптироваться к сезонным изменениям. Исходя их опыта работы, именно в осенний период отмечается всплеск аварийности. В основном это касается уязвимых участников трафика: пешеходов, велосипедистов, в первую очередь проживающих в сельской местности. Когда человек передвигается по краю проезжей части или обочине без фликеров, да еще и в темной одежде, то становится для водителя неожиданностью. Как результат — ДТП. Чтобы избежать таких происшествий, настоятельно рекомендуем использовать не только привычные световозвращающие элементы, но и жилеты или в целом верхнюю одежду из спецткани, способную сделать человека заметным для окружающих. Как у Александра.

«Мне тяжело все время слезать с велосипеда и перекачивать на каждом перекрестке»
Далее инспекторы проверяют, как велосипедисты и самокатчики двигаются по проспекту Революции. Там есть оборудованные велодорожки — и ехать нужно именно по ним.
— Вот, посмотрите, мужчина спешился на одном светофоре, теперь едет ко второму, где тоже должен спешиться. Но многие не в курсе нововведений. Особенно дети. Родители должны объяснять, напоминать, — подмечает Евгений. — О новшествах в ПДД и правилах безопасности в темное время суток мы регулярно напоминаем в учреждениях образования, организациях и предприятиях. Но, к сожалению, не всегда работает: «услышал, запомнил и не нарушаю».
Уже на улице Стахановской — сразу несколько нарушителей, один за одним. Мужчины на велосипедах на ходу пересекли проезжую часть по пешеходному переходу, даже не притормозив. Останавливаем для беседы.


— Мне тяжело слезать с велосипеда, поэтому проезжаю. Но я же быстро, никому не мешал, — оправдывается один из нарушителей.
Евгений рассказывает о новых правилах и подчеркивает, что перед переходом проезжей части нужно обязательно убедиться в безопасности.
— Машину тяжелее остановить, чем пешехода — это важно понимать, — подчеркивает старший инспектор.
«Часто сталкиваюсь с опасными ситуациями на дороге»
Уже на улице Горького останавливаем Василия. Пожилой мужчина ехал на электровелосипеде. Инспектор ему рассказывает о нововведениях. Василий кивает, но не соглашается:
— Не согласен. Тут больше водители не пропускают, чем велосипедисты. Зачем нам спешиваться?
— Зато безопаснее, — подчеркивает инспектор.

Василий рассказывает, что ездит на электровелосипеде второй год, купил для поездок на дачу. По его словам, на дороге часто сталкивается с опасными ситуациями:

— Удобнее, чем на машине, но много безответственных водителей ездит по дороге. Меня один раз на обочину чуть не сбросили.
— Вам нужно ехать по тротуару: аккуратно, спокойно, — объясняет водителю Евгений. — И пока не прошли регистрацию транспорта — должны только по тротуару ездить. Причем на скорости не более 10 км/ч. А при его отсутствии — по проезжей части, не дальше одного метра от правого края дороги.
Инцидент в Залинейном
Во время рейда по рации поступает сообщение: в микрорайоне Залинейном мужчина в состоянии алкогольного опьянения управляет электровелосипедом. Инспекторы выезжают на место.
На обочине — велосипедист, сидит прямо на дороге. Как выяснилось, дважды падал на проезжую часть. Потом устал и решил передохнуть, прямо на дороге. К счастью, обошлось без последствий.
— Если бы мы его не изъяли, могло бы случиться ДТП. Он мог упасть неудачно, а водитель — не успеть среагировать, — говорит Евгений. — Мы регулярно напоминаем: если человек пьян — он не должен садиться ни за руль, ни на велосипед или СПМ. Это опасно не только для него, но и других людей на дороге. В таких случаях действуем строго: изъятие, оформление, передача родственникам.
Так поступили и на этот раз. Электровелосипед отправили на охраняемую стоянку, мужчину — домой, под присмотр родственников.
Рейд завершен, но работа продолжается. Инспекторы напоминают: спешиваться нужно везде, кроме специально обозначенных переходов. В Борисове их пока два — на Гагарина. Остальное — ответственность каждого.

— Мы объясняем простые вещи. Но, как показывает практика, не все это понимают. Поэтому продолжаем говорить, показывать, убеждать, — резюмирует Евгений Хадасевич.

Рекомендуем

