Меню

Новую экранизацию «Преступления и наказания» зрители осудили еще до выхода сериала

Раскольников
Фото: из открытых источников

Не читайте Достоевского! Или не смотрите новый сериал. Придется выбирать, какие впечатления вам важнее получить. Экранизация «Преступления и наказания» версии 2024 года откладывалась несколько раз. Изначально премьера была запланирована на март, потом перенесли на октябрь, затем еще двигали… Быть может, это был знак, что вообще не стоит выпускать?

Герои другого романа

Хорошо, давайте поговорим о плюсах. Даже в самых дурных ситуациях они есть. Заставка красивая. Прямо-таки в духе дорогих американских сериалов. Немного даже отдает атмосферой «Игры престолов». Учитывая, что Алена Михайлова, исполнительница роли Сони Мармеладовой, буквально одно лицо с Эммой Дарси (Рейнира Таргариен в приквеле «Игры престолов»), чувствуешь периодически «захапленне» (по-русски не так звучит) сериалом. Да и только четыре серии вышло — успеем еще найти отличия Алены и Эммы.

Свидригайлов с Дуней

Сразу тогда отметим и актеров, которые вписались в образы. Пусть это будут Свидригайлов и Мармеладов. Хоть события перенесены в наше время, но эти герои сохранили свою книжную идентичность. Разве что Свидригайлов мог бы быть более скользким, даже немного мерзким. Но типаж актера подходит. Главное, чтобы он питерские сцены в не вышедших пока сериях на уровне отыграл. Мармеладову тоже плюс: в образ пьяницы вписался.

Толстоганова

Еще одна галочка достается Виктории Толстогановой. Перед премьерой казалось, что именно она не подойдет под роль Катерины Ивановны. Тут все-таки образ трагичный: женщина лишилась всего, но только не достоинства, из-за чего слетела с катушек. Была опасность, что Толстоганова сыграет больше истеричку (есть в ее характере как будто нечто такое), но она справилась. И мягкость в образе есть, и отчаянье.

старуха

Похоже, создатели сериала решили тащить свое творение на эстетичных кадрах и харизме Бориса Хвошнянского. К последнему вопросов нет. Но одно не понятно: он тут зачем? Откуда-то в экранизации романа Достоевского появился Фауст. В принципе, логика в этом есть, задумка интересная. Даже можно притянуть это к другому роману Достоевского — «Бесы». Но не сказать, что без этого образа стало бы хуже. Скорее из-за постоянного присутствия в кадре этого змея-искусителя теряется ощущение одиночества. Раскольников же на протяжении всей книги убегал от людей, а тут выходит, что не один был все это время…

актеры

Родя, прости, мы тебя потеряли!

А теперь займемся о(б)суждением Раскольникова! Пора открыть киношникам один секрет: Иван Янковский не единственный молодой актер. Вот не хочется тут жестокости, но давайте честно: не самый он талантливый. Для него есть подходящие роли. Например, в «Фишере» Янковский был полностью на своем месте. Хамоватый, простоватый… Но в образ Раскольникова он не вписывается. Сценаристы вообще знакомы с социофобами? Вот Янковский явно к этому типу людей не относится, поэтому ему тяжело понять, как живут те люди, которым нет охоты общаться с другими. Раскольников в романе стремился доказать себе и окружающим, что он, по классификации Достоевского, человек необыкновенный. И если честно, таким и является.

Можно же придираться к деталям? Вот в первой серии Раскольников под шумок пьет молоко или кефир в магазине, не оплачивая его на кассе. Что это за хулиганство? По Достоевскому же он преступник не в физическом смысле. Он совершил преступление больше морально, преступил закон нравственности, пытаясь ее переосмыслить. Но кража еды в супермаркете — это мелкое хулиганство, которое никак не вписывается в образ Раскольникова. Он в еде-то не особо нуждался. А тут еще на берегу Невы гранат уплетает! Человек, который по книге жил на щах и чае, в сериале краденый кефир заедает гранатом.

Проясним еще один момент: Раскольников не психически больной и не маньяк. Оправдывать его преступные действия нельзя, как нельзя умалять вины в двойном убийстве. Но его ведь не тянуло дальше убивать. Мысли, может, появлялись, но они были вызваны не жаждой крови, а загнанным положением, в котором Раскольников оказался по своей же воле. Теперь объясните, почему в сериале в сцене убийства Родион старушку добивает с особой жестокостью и, ко всему прочему, визжит? Это было по-маньячному. И сериальное убийство произошло с большей жестокостью, чем книжное.

Ах, Дуня-Дуня-Дуня, что ж ты такая…

Дальше — крик души. За что создатели экранизации так поступили с Дуней Раскольниковой?! То есть полторы серии Марфа Петровна внушает зрителям, что Дуня вся такая целомудренная, ну прямо недотрога. А сама Авдотья Романовна у нас в это время поддается на все ухаживания Свидригайлова. Это что, падение нравов? Неважно, как ты себя ведешь, главное, что выглядишь целомудренно. Просто обидно за самую чистую героиню романа.

Дуня и Марфа Петровна

Что Дуня у Достоевского делала для себя? В конце замуж вышла по любви. И то ей брак был выгоден, потому что муж разделял ее любовь к брату. Но в книге и за Лужина она согласилась выйти замуж, чтобы Родиону помочь. А в сериале, как будто просто, чтобы Свидригайлову насолить. В новой экранизации Дуня — слабачка. А Марфа Петровна так и вообще свою характерность потеряла. Мало того, что ее сделали обычной богатой стервой, так еще и отдали монологи Свидригайлова.

Разумихин

Как развидеть то, что Сонечка Мармеладова была в отношениях по «желтому билету» с Разумихиным? Извините за спойлер. Это нужно пережить. Никто не просил мультивселенную «Преступления и наказания» вот так замыкать. А потом Разумихин, поняв, что его девушка легкого поведения состоит в отношениях с его лучшим другом, не почувствует ни малейшего укора совести? Вот этот человек, который Раскольникову готов все отдать, как бы тот ни пытался его прогнать? За что, зачем и почему — в голове только такие вопросы.

Этот сериал может спасти только Порфирий Петрович. Вот если сцена его «недопроса» Раскольникова будет такой же напряженной, как в книге, то цены создателям не будет. Но веры в это мало. Текст, вероятно, в сцене останется книжный (спасибо за это допущение в сериале), но нервов не хватит. Потому что этому Раскольникову не сопереживаешь. Итог после четырех серий: сценаристам не удалось переиграть Достоевского в игры разума. Да и никому, если быть откровенным не удастся. Так может стоит научиться быть проще и принимать себя, а не строить человека «неординарного»?

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59