Меню

Самая дешевая коммуналка и лидеры в регионе — как белорусы сорвали джекпот 5 лет назад

Самая дешевая коммуналка и лидеры в регионе — как белорусы сорвали джекпот 5 лет назад
Фото: president.gov.by и из открытых источников

Ровно пять лет назад станция в Островце не просто дала ток, а была подключена в общую энергосистему. С тех пор в мире поменялось практически все, кроме одного – Александр Григорьевич по-прежнему знает, что делает.

Белорусскую АЭС строили для замещения газа, но скептики скажут, что уран тоже бесплатно не продают. В чем тогда экономия и почему АЭС выгодна при любой внешней обстановке – разбирались с политологом.

Изначально выгода от АЭС была не столь очевидной. На момент, когда обсуждалась стройка, уран был на пике цен за весь период добычи: в 2007 году изотоп стоил 136 долларов за фунт. Для сравнения, 20 лет спустя — в 2 раза меньше: 65 у.е., и это без учета инфляции (смело уменьшайте цену еще в полтора раза).

станция

Сверх этого станцию строили полностью за российский кредит, который до сих пор (а на дворе, напомним, — 2025 год) мы не начали отдавать. Пока станция для нас бесплатная, и если «Росатом» начнет строить второй объект, отсрочка по кредиту будет продлена.

Кроме того, кредит был в долларах, и мы действовали по старой белорусской привычке. Каждому читателю она знакома: собираем кубышку, сидим тихо и ждем девальвацию, а потом хватаем товары в рублях. Как можно догадаться, мы поменяли доллары на российские рубли сразу после Крыма.

Доллар тогда подорожал почти в 2 раза, а все основное оборудование, типа реактора, мы закупали в российских рублях по старым ценам. Кроме того, остальные строительные работы велись белорусскими подрядчиками в наших рублях, так что на всех этапах экономили на курсовой разнице.

В итоге получилось, что стройка со всей инфраструктурой обошлась примерно в 5-7 миллиардов долларов вместо 10 (точная цифра неизвестна, потому что коммерческая тайна), и это без учета падения цен на уран.

ТВЭЛ подешеветь успел

С ураном, кстати, тоже получилось интересно: виной всему санкции. Несмотря на то, что в мире сейчас строят АЭС больше, чем когда-либо, спрос на уран растет, а цена падает. Причин здесь две.

Во-первых, рынок урана очень стабилен, потому что на нем нет спекулянтов. Нефть и газ можно купить и продать десять раз на бирже, не держа в руках товар. Уран же транспортируют в спецконтейнерах и только от одного конкретного производителя конкретному потребителю. Поэтому цена определяется покупателем и продавцом, а не посредниками, которых нет. Кроме того, из-за санкций сейчас нарушена вся мировая логистика и ни один посредник не будет рисковать, так как можно потерять уникальный груз, если тот попадет в западную юрисдикцию.

Во-вторых, за прошедшие 15 лет с начала строительства сильно ухудшились российско-американские отношения. «Росатом» теперь не может продавать уран в США напрямую, из-за чего на рынке возник избыток предложения на него. А Россия, напомним, держит примерно 30% рынка экспорта урана.

Лукашенко

Поэтому у Лукашенко все карты в руках. Но надо сказать, что станция не является подарком России – «Росатом» всегда и в любой стране строит АЭС бесплатно, кредитуя до 100% ее стоимости. Потому что это очень выгодная для РФ сделка в плане политики – своего рода якорь, который на долгие годы (60-100 лет) привязывает страну к «Росатому». Даже если правительство поменяется на прозападное, оно не сможет ввести санкции против РФ, потому что АЭС останется без топлива. Это легковую машину можно заправлять каким угодно бензином, а вот у топливных элементов из урана разная форма под разные реакторы.

Американцы, правда, пытались делать из российского урана аналоги ТВЭЛов для бывших советских станций в ЕС (такие эксперименты велись в Чехии, а потом на Запорожской АЭС), но США в них не преуспели. Поэтому сейчас вся атомная энергетика в Восточной и Центральной Европе под контролем России. Украина, например, снабжается в основном от АЭС, и когда придет время менять ТВЭЛы (а это делается примерно раз в 4-5 лет), Украина останется вообще без электроэнергии.

Хранилище не нужно

Но, как говорится, деньги не главное, потому что здоровье не купишь. Так вот Беларуси повезло и здесь, потому что, когда проектировали первую, к станции по старинке прилагался ядерный могильник. Сначала говорили, что отходы будут вывозить в Россию, потом – что могильник построят в Беларуси. Первые отработанные ТВЭЛы должны появиться через 10 лет после запуска станции, но… отходов больше нет.

За пять лет с момента пуска станции у русских появилась новая технология, которая называется «реактор на быстрых нейтронах» – такой позволяет полностью перерабатывать ядерное топливо в новом цикле.

Поэтому белорусские отходы могут быть использованы в реакторах нового типа в России и будут передаваться туда для вторичного использования. Получилась экономия на хранилище без ущерба экологии. Сверх этого есть еще один плюс – экологичность самой станции. Она позволяет сократить около 7-10 миллионов тонн выбросов углерода в год (замещена треть объема газа на ТЭЦ республики). Что касается радиационного фона, то на АЭС он даже меньше, чем у угольных станций. Из-за сжигания угля в одном месте фон может повышаться на несколько десятых долей процента, поэтому, кстати, опытные хозяйки никогда не выбрасывают золу на огород. А вот АЭС считается самым чистым источником после ГЭС, если работает штатно.

внутреннее строение

Но и с внештатными ситуациями проблем не должно быть. Реактор на белорусской АЭС – нового типа, это не «кипящая кастрюля», как в Чернобыле (хотя до сих пор работают и такие станции, главное – человеческий фактор). Чем мы отличаемся? Если говорить кратко, то у БелАЭС — много эшелонов  физической защиты, как в матрешке, а в самом конце — бетонная пробка при расплавлении материала закупоривает реактор сверху, и становится невозможен выброс столба пара, грязи и мусора вверх, как было на ЧАЭС. Подчеркнем, взрыва как такового не будет вообще, это совсем другой реактор, нежели на ЧАЭС. В теории может быть только перегрев материала, который надо лишь оставить внутри станции, чтобы он не вышел наружу.

схема

Кроме того, с 2012 по 2022 годы строительство проверяло МАГАТЭ, поэтому все возможные и невозможные меры безопасности соблюдены.

Есть ли ложка дегтя?

Она есть для литовцев и поляков и напрямую от станции не зависит. Страны ЕС сейчас не просто разрывают с нами отношения, чтобы не закупать электроэнергию, а еще и делают вид, что собираются воевать. Соответственно, если завтра мы захотим построить возле станции энергоемкий завод или майнинговую ферму, Китай может не согласиться это делать, потому что инвестиции будут под постоянной угрозой войны.

Для этого американцы и накачивают Польшу оружием, а Литву вынуждают закрыть границу. США хотят, чтобы Беларусь стала энергетическим, технологическим и транзитным тупиком, если будет перекрыт китайский транзит.

Поэтому так остро стоят вопросы логистики, пропуска грузов в ЕС и доступа в Калининград. Но сама по себе станция здесь – весомый аргумент к нормализации. Если бы ее не было, на нас бы давили еще сильнее, а так сами себя обеспечили электроэнергией по 3 копейки (около 150 тысяч домов имеют такой тариф по спецсчетчику). Также в стоимость станции заложили расходы на ее обслуживание. По сути, ремонтировать и закрывать через 60 или 100 лет, как планируется, ее будут из прибылей самой станции. Считается, что окупаемость нашего объекта – около двух десятилетий, но понятно, что, если бы продавали электричество за валюту, это случилось бы быстрее.

Тем не менее 5 лет пролетели как один миг, и сегодня массовые электромобили и самая дешевая коммуналка в Европе не была бы возможной без Островца. И, самое главное, ни у кого из наших соседей атомной программы нет в помине, а на Украине отрасль деградирует – там арестовали всех, кто был связан с «Росатомом». Так что в регионе нормальной энергетики скоро не будет вообще ни у кого, кроме нас. Меж тем, по западным расчетам, потребление электричества вырастет в 6 раз за ближайшие 10 лет, поэтому «зеленая энергетика» позеленеет от зависти. Или станет желто-коричневой при свете лучины.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59