Частные или безучастные? Могут ли частные дома-интернаты заменить государственные
Временное пристанище в домах-интернатах пожилые люди находят по разным причинам. Одни приезжают сюда на пару месяцев, другие живут годами. Старикам обеспечивают уход, питание, организуют их досуг. И если раньше такие учреждения были исключительно государственными, то сейчас появилось много частных пансионатов. Соответствуют ли они необходимым требованиям и можно ли им доверить жизнь и здоровье близких?
Сегодня на территории Минской области функционируют 19 субъектов хозяйствования для пожилых, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания: по одному в Вилейском, Воложинском, Дзержинском районах и 16 в пристоличье. Как рассказала председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Тамара Красовская, условия безопасного проживания и качество оказания услуг пожилым людям в частных пансионатах поручил проверить председатель облисполкома Александр Турчин.
В каждом регионе были созданы рабочие группы для изучения работы таких учреждений. Проверялась законность и качество услуг, которые они оказывают, в том числе медицинских, соблюдение санитарных норм, правил пожарной безопасности. Результаты оказались неутешительными: нарушения были обнаружены по всем направлениям. А это, между прочим, угроза жизни и здоровью самой уязвимой категории людей — пожилых. Рекомендации для устранения выявленных нарушений переданы субъектам хозяйствования, ход их устранения находится на контроле.
Деньги в обмен на заботу
Дома-интернаты и пансионаты, разумеется, — удовольствие небесплатное. Стоимость пребывания зависит от многих факторов — разнообразия услуг, возрастных и индивидуальных потребностей человека.
Должный уход пожилому человеку, ослабленному болезнями, может обеспечить не каждый. На помощь приходят дома-интернаты и пансионаты
В частных учреждениях, как обычно, стариков обещают окружить особым вниманием и заботой — только платите деньги. Созвонившись с одним из пристоличных пансионатов, где могут размещаться пожилые и люди с ограниченными возможностями, я получила такую информацию: за месяц проживания у меня попросили 1000 белорусских рублей. Выяснив, какие проблемы со здоровьем беспокоят потенциального постояльца, меня заверили, что для него организуют и питание, и гигиенический уход. Персонал будет измерять пожилому человеку артериальное давление, температуру тела, пульс, выдавать препараты по назначению врача. А для тех, кто страдает деменцией, проведут специальные занятия. Постоянного медперсонала в пансионате нет. Но если потребуется, можно вызвать специалиста на платной основе.
Еще в одном частном пансионате в том же районе расценки оказались чуть выше. Месяц пребывания для ходячих постояльцев обойдется в 1200 рублей. Помощь здесь также окажут и в гигиенических процедурах, и в кормлении. На шесть человек предусмотрена одна сиделка. Номера двухместные, в комнате есть санузел, душ. Для профилактики деменции раз в неделю с пенсионерами работает психолог.
— А что с медобслуживанием? — уточняю я.
— Мы не медучреждение, — пояснила работница пансионата. — Но медсестра работает круглосуточно. Мы сотрудничаем с Минской областной больницей. По госрасценкам можно сделать анализы прямо на месте.
В другом пристоличном пансионате у меня сразу поинтересовались, какие противопоказания есть у потенциального жильца. Выяснив, что имеется сахарный диабет, астма и признаки деменции, мне сходу выдали сумму за месяц:
— 500 долларов по курсу Нацбанка, — уверенно сказал мужской голос. — В эту сумму входит пятиразовое питание, круглосуточный уход сиделки. Можете приехать на экскурсию и бесплатно посмотреть наш пансионат. В комнате живут более двух человек. Хотите отдельно — платите 700 долларов. Двухместный номер — 600 долларов.
— А досуг?
— В этом направлении особо ничего нет. Телевизор стоит в каждой комнате, можно почитать газеты, — пояснил мужчина.
— Медуслуги предусмотрены?
— Медуслуги не оказывает ни один пансионат! Это лицензионный вид деятельности, — сказали по телефону. — Мы сотрудничаем с местной поликлиникой. Если нужен врач, он к нам приезжает.
Для сравнения я позвонила в Столбцовский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов. В трубке ответил женский голос. Мне подробно объяснили, какие документы необходимо собрать и к кому в первую очередь обратиться по поводу заселения. Все должно быть по правилам. Стоимость проживания в государственном учреждении стоит чуть больше 24 рублей за сутки. В месяц выходит примерно 640 рублей. Но в эту цену не включено обеспечение постояльца памперсами и лекарствами.
— Если требуется, человека отправляют в больницу на обследование, по показаниям делаются уколы. Но перед тем, как поместить кого-то в интернат, нужно оформить документы, уточнить размер пенсии (за проживание оплачивается 90% от суммы пенсии). Обратитесь в территориальный центр социального обслуживания населения или в управлении по труду занятости и социальной защите райисполкома. Вам все подробно расскажут, в том числе как написать заявление. Также необходимо пройти медкомиссию, сделать выписки прививок.
Долги и множество нарушений
С 2012 года в деревне Войганы действует частное унитарное предприятие «Семейный причал», где пожилым и инвалидам оказываются услуги с проживанием. Здание находится в собственности Воложинского района и предоставлено предприятию в аренду.
Сегодня в учреждении числится 27 человек, из них один на условиях пребывания на социальной койке (стоимость проживания — 90% от получаемой пенсии). Есть инвалиды первой и второй группы, люди, которым показан постельный режим, инвалиды-колясочники. В месяц с каждого берут по 900 рублей.
С 2012 года у «Семейного причала» начала расти задолженность за коммунальные услуги. По состоянию на 1 ноября сумма с пеней достигла 108 тысячи рублей. Взыскать задолженность не вышло. А уже в сентябре «Семейному причалу» направлено уведомление о выселении из арендуемого помещения.
Кроме электроэнергии «Семейный причал» до сих пор не оплатил Воложинскому жилкоммунхозу услугу по подключению отопительного оборудования. Прошлой зимой в пансионате произошла поломка. Сумма на решение проблемы понадобилась приличная — 1102,85 рубля.
Многочисленные долги и качество оказываемых услуг — не единственное, что смущает в этой истории. В 2019 году директор «Семейного причала» Елена Дубовик привлекалась к ответственности за мошенничество, совершенное в особо крупном размере.
Для оказания методической помощи областная рабочая группа посмотрела работу ЧУП «Семейный причал». Были обнаружены недостатки по медицинскому сопровождению проживающих. У «Семейного причала» нет лицензии на медобслуживание, соответственно ни назначений врача, ни порядка реабилитации.
Логично, что тот, кто взял на себя обязательства по оказанию социальных услуг старикам и инвалидам, должен обеспечить качество их выполнения, квалифицированный постоянный уход и своевременную медицинскую помощь. Все должно быть по закону — исключений нет.
Дело нечистое
Претензии к учреждению во время посещения были и у областной санитарной службы. Некоторые помещения «Семейного причала» требовали ремонта, уборка проводилась некачественно. Проживающие принимались в учреждение без соответствующего медицинского обследования, не соблюдались требования по проведению гигиенических процедур тех, кто находится на постельном режиме. Минское областное управление по чрезвычайным ситуациям установило, что здание и помещения эксплуатируются не в соответствии с проектной документацией, покрытие полов на путях эвакуации сделано из материалов с неизвестными пожарно-техническими характеристиками. А системы пожарной сигнализации и вовсе выработали свой ресурс…
Сегодня на территории Минской области функционируют 19 субъектов хозяйствования для пожилых, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания
Председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Тамара Красовская заверила нас, что если «Семейный причал» все-таки прекратит свое существование, всех постояльцев, по согласованию с родственниками, готовы принять государственные дома-интернаты Минской области, которых у нас 20. Ведь забота, гуманное и уважительное отношение к старикам и людям с инвалидностью — это самое главное.
P.S. Вывод на основе прочитанного пусть каждый делает сам. Можно только добавить, что, учитывая современный ритм жизни, востребованность социальных услуг для пожилых будет только расти. Все мы не вечны и вместе со старостью получаем в нагрузку болезни, немощь, бессилие. Организация услуг по уходу за стариками может стать перспективным бизнесом. Но хотелось бы, чтобы предприимчивые граждане не только считали деньги, но и чувствовали ответственность за жизнь и благополучие других людей. А трудоспособные дети, прежде чем отдавать своих пожилых родителей в «частные руки», помимо условий проживания, поинтересовались бы, соответствуют ли заявленные в договоре услуги реальности…
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!