В поисках баланса. Каким будет бюджет в 2023 году
Проект главного финансового документа страны на будущий год вынесен на рассмотрение парламентариев. Давайте и мы пробежим взглядом по его статьям, сравним заложенные там доходы и расходы с ныне действующими и обозначим тенденции развития нашего государства.
Точно так же, как для любой организации главным отчетным документом является бухгалтерский баланс, так для страны важнейшую роль играет государственный бюджет. Правда, в отличие от первого, он является не сводом активов и пассивов на определенную дату, а годовым финансовым планом государства.
Виды и структура
Совокупность всех денежных источников, а также планируемых расходов на общегосударственном и местных уровнях называется консолидированным бюджетом Республики Беларусь. Он включает в себя республиканский бюджет, о котором мы будем говорить далее, и региональные бюджеты вместе с местными инновационными фондами.
Местные бюджеты состоят из нескольких уровней: первичного – сельские, поселковые и городские районного подчинения; базового – районные и городские областного подчинения, а также областного — областей и города Минска.
Центральным и главным среди всех является республиканский бюджет. Именно в его доходной части учитываются средства, получаемые, в частности, от республиканских налогов, акцизов, регулирования внешнеэкономической деятельности, внутренних и международных займов и т. п. Кроме прочего он играет роль финансового координирующего центра, откуда средства перераспределяются в качестве межбюджетных трансфертов на многочисленные дотации и субвенции.
В структуре доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составят 81%, а в республиканском – 67%.
Сила закона
Подготовка республиканского бюджета – дело непростое и трудоемкое. Кроме экономических обоснований, на этот документ большое влияние оказывает и политическая составляющая. Важнейшим для нашей страны является достижение с его помощью целей устойчивого развития государства и общества, которые определены в стратегии государственного развития. При этом принимается во внимание текущая динамичная обстановка на международной арене, соответственно влияющая и на внутренние задачи. Главной функцией республиканского бюджета можно назвать концентрацию средств в приоритетных социально-экономических направлениях.
Подготовкой бюджета занимается множество государственных институтов. Координирует данную работу правительство, оно же вносит проект документа на рассмотрение парламентской комиссии и депутатского корпуса. После окончательного одобрения республиканский бюджет утверждается президентом страны и принимает форму закона. Именно такой подход позволяет впоследствии неукоснительно исполнять заложенные в документе финансовые планы страны.
Всякий расточитель — враг общества, всякий бережливый человек — благодетель. Адам Смит
Что готовит грядущий год
Нынешний бюджет верстался в беспрецедентно сложной международной обстановке, а потому потребовал особенно тщательной проработки всех его статей. Чтобы успешно противостоять вызовам, государство должно быть внутренне здорово и мобилизовано. Как недавно заметил Глава государства, лишних денег в стране нет. Поэтому каждый бюджетный рубль должен быть направлен туда, где будет максимальная отдача. При этом неизменным приоритетом нашего государства остается социальная направленность, когда во главу угла ставятся люди со всеми их проблемами и нуждами, в особенности уязвимые слои населения.
Проработка финансового плана на 2023 год шла параллельно с подготовкой изменений в законодательстве о налогообложении и бюджета фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год. Таким образом, в парламент страны поступил бюджетно-налоговый пакет, который законодатели рассмотрят в первом чтении 7 декабря. Ставится задача уже к середине месяца утвердить окончательный вариант, с учетом всех возможных доработок. Проект бюджета находится в свободном доступе, и с ним может ознакомиться любой гражданин. Сделаем это сегодня и мы.
Итак, республиканский бюджет составлен с доходной частью в сумме около 33,4 млрд руб. и расходной – 36,5 млрд руб. Таким образом, при росте дохода по сравнению с текущим годом на 19,9% дефицит бюджета запланирован в сумме более 3,1 млрд рублей.
В средневековой Франции бюджетом называли кожаный мешок для хранения денег. В экономике этим термином обозначают план доходов и расходов на определенный период времени.
Консолидированный бюджет страны прогнозируется с совокупным доходом в 57,2 млрд руб. и расходом в 60,7 млрд руб. против соответственно 47,3 и 50,4 млрд руб. в 2022 г. Хотя величина нынешнего бюджетного дефицита и не является экстраординарной, тем не менее сумма для ее покрытия должна быть найдена.
Анализируя доходы, следует отметить, что совокупные налоговые поступления в 2023 г. составят 22,4 млрд руб., и это даже немного меньше плана текущего года в 22,7 млрд руб. Поэтому очевидно, что рост некоторых статей расходов вместе с итоговым дефицитом будут компенсированы другими источниками: внутренними, для чего будут использованы остатки бюджетных средств прошлых периодов (изменение остатков средств бюджета) и внешними – безвозмездными поступлениями от иностранных государств в сумме более 5,4 млрд руб. Логично предположить, что последнее – это не что иное, как по большей части возврат из российского бюджета сумм косвенных налогов на добычу поставляемой в Беларусь нефти в соответствии с достигнутыми договоренностями об общих принципах налогообложения в Союзном государстве.
Хотелось бы обратить внимание и на статью доходов под лаконичным названием «Штрафы». Здесь запланировано увеличение с нынешних 132,5 млн руб. до 189,1 млн руб., что вызывает определенные вопросы: то ли прошлые санкции к нерадивым субъектам не возымели должного эффекта, то ли надзорные ведомства с удвоенной энергией возьмутся за выявление дополнительных нарушений. Дисциплина важна, однако увеличение плана наполнения бюджета за счет штрафов, возможно, не самое своевременное решение. Впрочем, вполне может быть, что предполагается не рост числа наказаний, а увеличение базовой ставки, от которой все будет считаться в следующем году.
Сравнение статей бюджета 2022 и 2023 годов
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (млн. руб.)
Наименование статьи | 2022 г. | 2023 г. | Рост в % |
Органы внутренних дел | 1153,0 | 1491,0 | 29,9 |
Органы прокуратуры | 111,0 | 144,2 | 29,9 |
Органы пограничной службы | 301,0 | 391,0 | 29,9 |
Органы и организации уголовно-исполнительной системы | 273,7 | 347,9 | 27,1 |
Органы государственной безопасности | 241,0 | 334,6 | 38,8 |
Органы судебной власти | 178,5 | 213,3 | 19,5 |
Таможенные органы | 173,2 | 215,0 | 24,1 |
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям | 347,0 | 445,6 | 28,4 |
Что произойдет с расходами
Теперь, когда мы определились с источниками, формирующими доходы, посмотрим, как обстоят дела с расходной частью. Будет целесообразным обратить внимание на те статьи, где произошло существенное увеличение или сокращение, из чего можно будет сделать выводы о приоритетах бюджетной политики. Первое, что бросается в глаза, это рост на 53% ассигнований на национальную оборону с 1,8 млрд руб. до почти 2,8 млрд руб. в 2023 г. Чуть меньшая прибавка на 29,4% – на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности: с 3,14 до 4,07 млрд руб. Как первое, так и второе абсолютно закономерно проистекает из той обстановки, в которой нашей стране приходится обеспечивать свою безопасность. Поэтому дополнительные расходы в данных сферах продиктованы очевидной необходимостью укрепления белорусских силовых структур таким образом, чтобы все внешние и внутренние недруги не питали даже малейших иллюзий, что они когда-нибудь смогут навязать белорусскому государству свою деструктивную повестку.
Далее отметим рост расходов на государственную деятельность с 15,5 до 17,9 млрд руб. Увеличатся с 3,5 до 4,1 млрд руб. и платежи по обслуживанию госдолга. Запланировано заметное сокращение отчислений в резервный фонд Президента с 1,169 до 0,664 млрд руб. Также уменьшатся расходы республиканского бюджета на сферу ЖКХ с 96,3 до всего 6,7 млн руб, что, скорее всего, объясняется передачей данного финансирования в местные бюджеты.
Позитивным моментом нового документа можно назвать увеличение ассигнований на развитие национальной экономики с 3,8 до 4,7 млрд руб., причем государственные инвестиции в основной капитал увеличатся почти на 22%. Также заметно возрастут отчисления республиканского дорожного фонда на строительство, реконструкцию и поддержание дорог и автомагистралей с 770,6 до 1017,1 млн руб.
В 2023 году запланировано и увеличение субвенций на финансирование расходов по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности с 373,14 до 566,83 млн руб. В том числе средства, выделяемые для этих целей Минской области, возрастут с 73,9 до 113,4 млн руб.
По остальным статьям расходов республиканского бюджета запланирован рост в пределах 11–18% от уровня текущего года, что говорит о сохранении основных тенденций и темпов развития в таких областях, как образование, наука, здравоохранение, культура, социальная политика и другие важнейшие сферы жизни нашего общества.
Подведем итог
В целом бюджет на 2023 год можно признать удачным и вселяющим определенный оптимизм, особенно учитывая крайне неблагоприятную внешнюю обстановку. В данном финансовом плане сохранены все лучшие наработки прошлых лет и отражена способность государства быстро адаптироваться к новым вызовам. Можно с уверенностью полагать, что исполнение изложенных показателей позволит нашей стране сделать очередной уверенный шаг в развитии своей экономики и социальной сферы в условиях обеспечения внешней безопасности и внутреннего правопорядка.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!