Смогут ли договориться Китай и ЕС
Сегодня в Пекине начнет свою работу двухдневный 24-й по счету саммит ЕС — Китай. Его особенностями станут, во-первых, очный характер (предыдущие три форума проходили в формате видеоконференции), во-вторых, Европейский Союз будет представлен тремя чиновниками (председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, председателем Евросовета Шарлем Мишелем и главой дипломатии ЕС Жозепом Боррелем), в-третьих, саммит пройдет в период охлаждения двухсторонних отношений.
Тот факт, что саммит состоится, свидетельствует о намерении сторон если не улучшить отношения, то хотя бы узнать о дальнейших намерениях друг друга. Маловероятно, что Пекин и Брюссель смогут найти какие-нибудь значимые точки соприкосновения, поскольку европейские гости будут стремиться обсудить темы, которые, мягко скажем, не совсем интересны председателю КНР Си Цзиньпину и премьеру Госсовета Ли Цяну. Европейские визитеры будут настойчиво продвигать тему Украины и связанную с ней необходимость избегать китайской стороной поставок в Россию продукции двойного назначения, а также Тайваня, к которому ЕС не имеет никакого отношения.
С целью демонстрации жесткости своей позиции относительно сомнительных поставок товаров из Китая в Россию, европейцы даже организовали утечку информации в свои СМИ, из которой следует, что в новый пакет антироссийских санкций могут быть включены ограничительные меры против ряда китайских компаний. Это напоминает шантаж, потому что, вроде бы, от исхода саммита будет зависеть, последуют ли на самом деле предлагаемые ограничения.
Можно ожидать, что украинский вопрос по большому счету будет сведен к склонению китайского руководства оказать влияние на Россию, потому что в Европе считают Китай просто обязанным это сделать в силу того, что он является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Достаточно непростой для обсуждения будет также тема торгово-экономического сотрудничества. Куда приведет дискуссия по этому важному вопросу, предсказать не представляется возможным, поскольку в Брюсселе считают Пекин «жестким соперником и системным конкурентом», в связи с чем еврочиновниками была разработана концепция необходимости снижения критически важных зависимостей от Китая. Но при этом китайское руководство европейцы стремились убедить в том, что речь идет всего лишь о попытке достичь сбалансированных экономических отношений между ЕС и КНР.
На самом же деле в ЕС просто боятся дальнейшей экономической экспансии Китая. О том, что она идет полным ходом, свидетельствует следующий факт: экспорт Китая в ЕС втрое превышает его импорт оттуда. В Евросоюзе давно хотели поговорить об этом, потому что на фоне ожидаемого в Китае падения внутреннего спроса, китайские компании будут стремиться еще больше наращивать экспорт.
Несмотря на то, что подходы европейцев не совсем располагают к равноправному конструктивному диалогу, министр иностранных дел Китая Ван И на своей встрече с дипломатами из стран ЕС заявил, что хотя «Китай и ЕС не полностью придерживаются одинаковой точки зрения по международным и региональным вопросам», предстоящий саммит может приблизить прагматичное сотрудничество. Так китайское руководство подало своим партнерам сигнал, невзирая на многократные откровенные козни с их же стороны. Достаточно вспомнить инициативу президента Франции Макрона начать антидемпинговое расследование в отношении электромобилей из Китая или недавно прошедший форум в Брюсселе, посвященный альтернативе «Поясу и пути».
Показателем того, что накопившиеся разногласия в различных сферах сегодня в Пекине разрешить не удастся, можно считать отсутствие проекта совместного заявления по итогам встречи. Это означает, что стороны не питают никаких иллюзий на хотя бы минимальное сближение своих позиций.