Стояли насмерть и уничтожили 100 танков. Рассказ о подвиге курсантов Подольских военных училищ

Через горнило Великой Отечественной войны прошло порядка 35 миллионов советских людей, и всех тех, кто остался верен священному долгу защищать Отечество, по праву можно назвать героями. Большинство из них стали широко известными, их имена увековечены в граните, в книгах, фильмах, о них слагались стихи и песни, их именами названы улицы, школы, пароходы и поезда, установлены мемориальные доски, бюсты и памятники. Но, к сожалению, немало и тех, кем можно и нужно гордиться, так и остались малоизвестными, а порой и забытыми.
Так, к примеру, практически все знают о подвиге «панфиловцев» под Москвой, а вот о подольских курсантах, таких же героях, известно мало. А ведь тогда, в критические дни защиты столицы Советского Союза, из 3500 курсантов осталось в живых менее 500 ребят и их командиров. О их героическом подвиге говорил Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков:
— Своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве.
Как это было
В первых числах октября 1941 года на Малоярославецком направлении нависла угроза выхода немецких войск непосредственно к Москве. Тем более, что значительная часть войск Западного, Брянского и Резервного фронтов оказались в окружении, поэтому сплошной линии обороны не было, а резервов, способных быстро закрыть образовавшуюся брешь, на тот момент просто не было. Воспользовавшись этим, немецкое командование бросило в направлении Москвы по Варшавскому шоссе 57-й моторизованный корпус и уже 5 октября передовые части немецкого корпуса захватили город Юхнов, тем самым враг вплотную приблизился к Можайской линии обороны.

И для закрытия этой опаснейшей бреши в Ильинском секторе Малоярославецкого боевого участка 5 октября были подняты по тревоге Подольские военные училища: пехотное и артиллерийское, и брошены навстречу гитлеровцам, чтобы любой ценой задержать их продвижение до подхода резервов Верховного Командования. Любой ценой. В данном случае это были жизни 17-летних мальчишек–курсантов училищ. Но и другого выхода тогда не было.
Подольское пехотное училище (ППУ) было сформировано в январе 1940 года. С декабря 1940 года начальником училища был генерал-майор Василий Андреевич Смирнов. В училище обучалось свыше 2000 курсантов.
Подольское артиллерийское училище (ПАУ) образовано в 1939 году, начальником училища с августа 1941 года был полковник Иван Семенович Стрельбицкий. В училище к моменту битвы за Москву обучалось около 1500 курсантов по ускоренной шестимесячной программе.

Командир немецкой 19-й танковой дивизии, находившейся на острие немецкого прорыва, генерал Кнобельсдорф был уверен, что его танкисты при поддержке пехоты без труда прорвут оборону курсантов, которые приготовились к смертному бою в районе села Ильинское, входящего в Малоярославецкий укрепленный район. К тому же, фактически же укрепрайон представлял собой лишь цепочку из недостроенных бетонных ДОТов, а у Подольских курсантов не хватало ни стрелкового вооружения, ни, тем более, артиллерии, им пришлось использовать наскоро отремонтированные учебные пушки, некоторые из которых помнили еще Русско-японскую войну.
Немецкий генерал был хорошо осведомлен, что ему противостоят курсанты, не имевшие боевого опыта и плохо вооруженные. Именно поэтому, попытавшись пробить оборону советских войск чуть севернее, немцы, наткнувшись на наши танки Т-34, откатились, и решили идти на доты, вооруженные допотопными пушками. К тому же, рассуждал генерал, ему противостоят не кадровые красноармейцы, имевшие уже боевой опыт, а необстрелянная молодежь, которая, как полагали немцы, разбежится при первых же оружейных выстрелах и разрывах снарядов.

Но 17-летние советские парни в курсантских шинелях не только думали по-другому, они проявили чудеса храбрости, воинского мастерства и самопожертвования. В итоге, когда лобовая атака немцев сорвалась, они решили окружить село и атаковать с тыла. Но, когда колонна танков приблизилась к селу, то на немецкие танки обрушился ураганный прицельный огонь наших курсантов и буквально через полчаса 15 атакующих танков были уничтожены. Причем шесть танков сжег расчет под командой Юрия Добрынина.
Генерал Кнобельсдорф в ярости вновь приказал атаковать село в лоб, но танки попали под огонь зенитных пушек курсантов, хорошо замаскированных. И два головных танка тут же вспыхивают ярким пламенем. Немецкая же пехота, при виде столь стремительного расстрела их танковой колонны, бросились убегать. Взбешенные таким сопротивлением советских желторотых курсантов, немцы перегруппировались и 11 октября в полдень начались бои на всем боевом участке. От бомбовых ударов, артиллерийского и минометного огня казалось, что вся земля вокруг встала дыбом и ничто живое на ней не уцелеет. После 40-й минуты артподготовки и обработки переднего края курсантов 10-й роты противник бросил в бой пять танков и до роты пехоты. Но и танки, и пехота были уничтожены.

Чудеса героизма проявил взвод курсантов лейтенанта Тимофеева. Занимая оборону у деревни Малая Шубинка, взвод сражался в полном окружении в течение всего 14 октября, отбивая многочисленные атаки противника. В ночь на 15 октября кольцо окружения было прорвано и оставшиеся в живых пять человек вышли в расположение сильно поредевших основных сил курсантов, на помощь которым пришел оставшийся резерв под командованием капитана Черныша и политрука Курочкина.
И 15 октября остатки батальона во взаимодействии с отрядом капитана Черныша провели семь атак на позиции противника, каждая атака заканчивалась рукопашным боем. Во время одной из атак погибли капитан Черныш и политрук Курочкин.
Курсанты-артиллеристы также проявили чудеса героизма и самопожертвования. Не оставляя огневых позиций, они отражали непрекращающиеся атаки гитлеровцев. Особенно отличились курсанты 4-й батареи лейтенанта Алешкина. Афанасию Алешкину удалось замаскировать свой дот настолько хорошо, что немцы сначала не понимали, откуда по ним стреляют и лишь потом, когда они уже буквально изрыли из крупнокалиберных минометов землю, оголились бока железобетонного дота. Начался жесточайший обстрел наших пушкарей-мальчишек. Немцы видели своими глазами, что внутри дота разрываются снаряды, и считая, что ничего живого там не может остаться, пошли на штурм. Но в какой-то момент дот снова оживал и снова начинал стрелять: это наши ребята закатывали в разбитый дот пушку и опять открывали огонь по солдатам и танкам врага. И лишь когда немцы окружили дот со всех сторон и забросали его защитников гранатами, дот замолчал… Лейтенант Алешкин и его шестеро мальчишек-курсантов геройски погибли.
В тех боях курсантами Подольских училищ, этими-мальчишками-героями, было уничтожено порядка 100 немецких танков, более пяти тысяч солдат и офицеров врага.

Историческое значение героического подвига Подольских курсантов в битве за Москву в октябре 1941 года на Малоярославецком боевом участке Можайской линии обороны было в том, что своим мужеством, отвагой, массовым героизмом и самопожертвованием они вместе с частями 43-й армии сорвали гитлеровский план молниеносного захвата Москвы. Они выиграли драгоценное время, позволившее нашему Верховному Командованию подтянуть резервы из глубины страны в самые трудные для Москвы дни.
Краткое послесловие
В январе 1942 года, спустя три месяца после тех страшных по накалу октябрьских боев на подступах к Москве, советские войска в ходе контрнаступления освободили и Малоярославец и Ильинское. В январском снегу разбитых окопов у Варшавского шоссе лежали сотни замерзших мальчишеских тел, а рядом с ними — винтовки, орудия, тетрадки и конспекты…

Уважаемые читатели, вчитайтесь в строки Елены Панкратовой в ее «Балладе о подвиге подольских курсантов»:
Давно уже окончилась война,
Великая, Вторая мировая.
А всех ли мы героев имена
В сердцах своих храним, не забывая?
Я вам хочу сегодня рассказать
О подвиге детей. Как много бед
Пришлось им в сорок первом испытать,
В свои шестнадцать-восемнадцать лет.
Колонна танков движется к Москве!
Кто защитит столицу от врагов?
Войск нет. Остался маленький резерв.
Решили в бой отправить пацанов.
Мальчишки. Им бы жить еще да жить.
Юнцы совсем. Подольские курсанты.
Они хотели девочек любить!
Писать стихи, играть в футбол и в фанты.
Но жизнь решила их послать вперед.
На танки, в ледяные лапы смерти.
Когда не вы, то кто Москву спасет?
Остались только женщины и дети.
Сигнал тревоги. Строй курсантов стих.
Приказ: загородить подход к столице.
Без опыта войны, а против них
Стояли хладнокровные убийцы.
Три тысячи мальчишек, как один
Друг другу поклялись: «Назад ни шагу!
Врагу позиций мы не отдадим!»
И первый раз они пошли в атаку.
Была их только горстка храбрецов.
Но шли они без страха, без оглядки.
И немцы испугались пацанов.
Бежали так, что лишь сверкали пятки.
Фон Бок, немецкий бравый генерал,
Распорядился сжечь соседний лес,
Считая, что войска засели там.
Огонь и дым взметнулись до небес!
Его бомбили несколько часов,
И превратили лес в кромешный ад.
Фон Бок не знал, что горстка пацанов
Заставила бежать его солдат.
Подъехал Жуков, приготовив речь,
Но, увидав, не воинов, детей,
Сказал: «Москву должны мы уберечь.
Родные, продержитесь хоть пять дней».
И вот для них час истины настал.
Колонны танков двинулись в атаку.
Но каждый верность слову доказал.
Они ведь поклялись! Назад — ни шагу!
Тогда фашисты бросили всю мощь.
Снаряды, пулеметы, бомбы, мины.
Никто не мог тем мальчикам помочь.
Горело все: металл, земля и спины.
Их становилось меньше с каждым днем.
Но парни все атаки отбивали.
И под смертельным яростным огнем
Шли в штыковую и «Ура!» кричали.
Курсант-мальчишка, раненный в живот,
Себя портянкой сам перевязал.
С гранатою в руке пополз вперед.
Он умер, но немецкий танк взорвал!
Другой был ранен в голову. Слепой,
Он все равно друзей не покидал.
Пока был жив, здоровою рукой
Для пулеметов диски набивал.
Двенадцать легендарных дней прошло.
Мальчишки оборону удержали.
Они сражались всем смертям назло.
В солдат немецких страх собой вселяли.
Потом, когда отбросили врагов,
Войскам открылась страшная картина:
Раскиданы тела учеников.
Тетрадками усеяна равнина.
Плывут над мирным небом облака.
Они погибли, чтоб потомки жили,
Прославив Русь Святую на века!
Вы помните об этом? Не забыли?

Рекомендуем




